Картинка

Отражения Мат мату рознь, но в культуре ему не место

11 июня 2014, 21:00

Персоны

Мат и театр. Многие режиссеры очень возмущены. Как с этим быть?

Москве, Брюсселю и Киеву не удалось договориться о цене на газ для Украины.

В Британии один из лордов-судей предложил ввести контроль над рождаемостью в проблемных семьях. Он предлагает давать контрацептивны в обязательном порядке.

Итальянцы рассказали, как вести себя неприлично богатым и самовлюбленным российским туристам.

Патриотизм. Футболки с ВВП. Жизнь за границей. Может ли тот, кто живет за границей, быть патриотом?

Штрафы за сексуальное домогательство на работе - до 50 тысяч рублей.

Внешность и трудоустройство на работу.

Платный въезд в центр города.

Цирк без животных. Так решили сделать в Мексике. Нужны ли животные в цирке?

В британском аэропорту конфисковано 50 килограммов героина, вплетенного в пакистанские ковры.

Эти и другие темы Ольга Подолян и Сергей Корнеевский обсуждали со слушателями радио "Вести ФМ".

Корнеевский: Здравствуйте. В ближайшее время подробнее расскажем о самых заметных событиях сегодняшнего дня и обсудим их вместе с вами.

Подолян: Но сначала поговорим с нашим гостем. Сегодня с нами в студии глава президентского Совета по русскому языку Владимир Толстой.

Корнеевский: Владимир Ильич, вы были накануне назначены главой Совета при президенте РФ и сразу очень громко заявили о себе. Ваше заявление по поводу русского мата растиражировали, наверное, все русские СМИ и даже иностранные. В частности, "Тотальный запрет ненормативной лексики не может считаться нормальным", - заявили вы. И наш вопрос: насколько вообще русский язык связан с матом?

Толстой: Я просто противник тотальных запретов вообще. Я считаю, что запреты не решают проблему. Проблема есть. И чрезмерное употребление ненормативной, нецензурной лексики действительно захлестнуло Россию, особенно подростковую среду. Это ненормально. С этим нужно было как-то бороться, как-то поступать. Но запретный плод сладок. Запрет всегда предполагает желание его нарушать. Мне кажется, что, конечно, в общественных, публичных местах, в школах действительно нужно принимать какие-то меры. Когда речь идёт о творческом процессе, когда речь идёт о произведениях литературы и искусства, здесь нужно быть аккуратнее, поэтому что это гораздо более деликатная сфера. И иногда это способ создания характера, способ какого-то эмоционального выражения. Конечно, эти вещи должны быть маркированы. И человек, идущий в театр с семьёй, должен быть уверен, что он не услышит этого со сцены. Это должно быть обозначено на афишах спектаклей, кинофильмов, на обложках книг. Но тотальный запрет - на самом деле явление экстраординарное.

Подолян: Мне кажется, чтение - это процесс более интимный что ли, чем театр и кино. Потому что даже если это будет указано на афише, например, или на сайте, на котором ты покупаешь билеты, всё равно человек, который пойдёт туда, он может быть не до конца готов к тому, что он услышит. Мат мату рознь. Есть такие постановки, где диалоги строятся исключительно на мате. И, может быть, театр и кино не так сильно пострадают, если они уйдут от этого? Ведь в каком-то смысле, если человек слышит это (молодой человек, 18-летний, например) в театре, он понимает: раз в театре можно, то в обычной жизни сам бог велел.

Толстой: Совершенно с вами согласен. Я об этом сегодня много говорил, что эти шаги - попытка общества защитить себя от этого действительно чрезмерного использования, часто совершенно необоснованного и неоправданного. Поэтому лично я не хочу слышать с театральных подмостков, со сцены нецензурщину. Я просто не хочу, чтобы это становилось предметом жёстких запретительных актов.

Полностью слушайте в аудиоверсии.

Отражения. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация