Картинка

Хоббиты Интернет ХХ века - почтовая открытка

21 декабря 2014, 14:05

Персоны

Арсен Мелитонян собирает почтовые карточки на протяжении более сорока лет, в 1990-е годы его внимание привлекла "романовская тема". В это время открытки с изображениями членов русской императорской фамилии стали опять издаваться в России, а старинные раритеты возвращаться из-за рубежа по почте или через интернет-аукционы. Открытки Мелитоняна были экспонатами многочисленных выставок, одна из самых крупных выставок открыток с использованием собрания коллекционера прошла в 2006 году в музеях Московского Кремля. Открыток с изображениями членов русской императорской династии у коллекционера несколько сотен. Среди них есть открытки из известных и популярных "романовских серий", которые выпускались к 300-летию дома Романовых, а также карточки из серий, напрямую тематически не связанных с царским домом: открытки Общины св. Евгении, связанные с Москвой и другие.

О живых документах истории, которые хранят тепло рук наших недавних предков, Екатерина Некрасова беседовала с коллекционером Арсеном Мелитоняном в программе "Хоббиты" на радио "Вести ФМ".

Некрасова: Помните, как в детстве скажут: "Он нумизмат" или "Он филателист!" - и всё, ты пропал, потому что ничего не понятно, слова "не наши", но завораживает, сразу ореол чего-то безумно интересного и труднодостижимого. А иногда наоборот: ты сам начинаешь что-то коллекционировать, например, открыточки собирать, а потом с гордостью выясняешь, что ты не кто-нибудь, а филокартист. Вот правда, у меня лично коллекция не пошла дальше одной средних размеров коробки из-под печенья, а у нашего сегодняшнего гостя пошла. Причём настолько далеко, что он один из крупнейших в Москве филокартистов, профессор Московского гуманитарного университета Арсен Мелитонян.

Вы человек крайне разносторонний. Чтобы перечислить всё, чем вы занимаетесь профессионально и любительски, половина передачи уйдет. Но достаточно сказать, что вы кандидат исторических наук, вы художник, вы поэт и секретарь правления Союза литераторов России и автор большого количества публикаций об архитектуре, искусстве и культуре. Но что для нас сегодня важно - вы член Национальной академии филателии. Или всё-таки филокартии?

Мелитонян: Это вещи неразрывные. Филателия, коллекционирование марок, и филокартия всегда шли бок о бок. И довольно долго мы работаем с филателистическим сообществом, в том числе с организацией, которую вы упомянули, Национальной Академией филателии. Буквально на днях состоялся пленум Союза филателистов России, и я вошел в состав членом правления. А сейчас мы занимаемся созданием Союза филокартистов, как отдельной всероссийской организации, поскольку за последние 20-25 лет очень много произошло в этой сфере. Открытка признана источником по истории культуры, защищаются диссертации, очень серьёзные исследования проводятся, формируются очень крупные коллекции - и государственные, и частные - большое количество коллекционеров, поэтому наше сообщество приняло решение, что необходимо создавать общероссийскую организацию. Несмотря на то что мы очень близки с илателистами и со многими другими направлениями коллекционирования, но у нас есть свои вопросы, которые проще решать, когда есть общероссийская общественная организация.

Некрасова: Почему мы сегодня вас позвали? В последние дни декабря поток открыток, которые идут через почту, до сих пор увеличивается. Не сравнить, конечно, с тем, что было в советское время, но всё-таки многие опять любят писать открытки. И слава богу. Помните, раньше говорили, что в будущем вообще не будут письма писать. Нет, пишут. Другое дело, что пишут в основном через интернет. Но и открытки сейчас - по себе сужу - опять входят в моду. Особенно из путешествий. Начнём с самого главного, с вашей коллекции. Традиционный первый вопрос - сколько у вас открыток? И я знаю, что вы ответите: вы не знаете.

Мелитонян: Вы совершенно правы. Поскольку всё постоянно меняется. Есть коллекции, которые приходят, есть коллекции, с которыми расстаёшься во имя чего-то другого. Это очень живой процесс. Первичный процесс накопления давно пройден.

Некрасова: Сколько вы этим занимаетесь?

Мелитонян: Больше 40 лет.

Некрасова: Когда прошёл процесс накопления?

Мелитонян: С началом очень серьёзной профессиональной деятельности другое отношение становится к коллекциям. Вы уже не накапливаете материал и не только держите его дома, чтобы полюбоваться, а стараетесь показать, представить его в полноте. Это и выставочная деятельность, и перемещение материала, и предоставление его государственным музеям и так далее.

Некрасова: Первую-то свою вы храните?

Мелитонян: Это не одна, это несколько. Дело в том, что уже много больше 40 лет назад мой дедушка, архитектор по профессии, собиравших еще с довоенных времен открытки с видами старой Москвы, стал для меня собирать открытки с видами столиц мира. Первые мои открытки - Париж, Лондон. Открытки приходили и из совершенно необычных мест: из Афганистана, из Ирана.

Некрасова: Он вам посылал?

Мелитонян: Нет, он находил их для меня. Это были знакомые, которые ездили в командировки, хотя тогда это была редкость. Просил знакомых дипломатов. Сам выискивал в магазинах. В общем, собирал для меня коллекцию столиц мира. И я знал географию на пятёрку. Со многими другими предметами у меня были проблемы, а с географией проблем не было никогда. Ночью можно было разбудить, я знал, как назывались столицы. То есть первое знакомство с миром состоялось именно благодаря открытке.

Некрасова: То есть был Интернет середины ХХ века. Хочешь посмотреть Нотр-Дамм де Пари - посылаю тебе открыточку.

Мелитонян: Мы вообще считаем, что открытка - это предтеча средств массовой информации. Потому что за весь ХХ век - а первые иллюстрированные открытки стали издаваться в России в 1894 году.- так вот весь ХХ век практически до 80-х годов было отфотографировано и в художественном выражении прорисовано практически всё. Мы сегодня говорим о том, что можем проиллюстрировать открыткой практически любое событие: это и виды городов, это и полёты в космос, это и Великая Отечественная война, это и восстановление, это и коллективизация, это и революция. Это и природные явления - ураганы, наводнения. Сейчас в течение года мы занимались серьёзным изучением открытки, связанной с Первой мировой войной. И даже для себя сделали много открытий. Оказалось, что страны-участницы этого драматичного, трагического конфликта использовали открытки в самых разных целях. Это была и агитация, и пропаганда, и карикатуры на врагов, это были фотографии зверств, и открытки, связанные с милосердием, когда благодаря открытке собирались средства на помощь раненым.

Некрасова: То есть это был первый вооруженный конфликт, когда открытку стали использовать в этих целях?

Мелитонян: Это было и в XIX веке, но не в таких масштабах. Всё связано, конечно, с промышленным производством. Открытка появилась в середине XIX века как таковая. Иллюстрированная вскоре за ней. В Европе раньше, в России позже.

Некрасова: Давайте тогда с самого начала. Где появилась? И кому эта светлая мысль пришла в голову?

Мелитонян: 1869 год, Австрия - появились первые открытки, которые сразу были восприняты Францией и Германией. Нужно понимать, что это просто бланк корреспонденции, на одной стороне которого писался адрес, а другая сторона оставлялась чистой, чтобы на ней было написано письмо.

Некрасова: А кто рискнул не запечатывать послание, не закрывать его от посторонних глаз?

Мелитонян: Это же экономическая целесообразность.

Некрасова: За конверт не надо платить?

Мелитонян: Да. И короткие сообщения "Жив, здоров, привет из Канн, привет из Ниццы, привет из Москвы и Петербурга!" - это вещи открытые. Для удешевления был придуман такой бланк почтовой корреспонденции. В России он появился в 1872 году. А иллюстрированная открытка появилась чуть позже. Кому-то пришло в голову нарисовать что-то на чистой стороне.

Полностью слушайте в аудиоверсии.

Хоббиты. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация