Хоббиты Интернет ХХ века - почтовая открытка
Персоны
Арсен Мелитонян собирает почтовые карточки на протяжении более сорока лет, в 1990-е годы его внимание привлекла "романовская тема". В это время открытки с изображениями членов русской императорской фамилии стали опять издаваться в России, а старинные раритеты возвращаться из-за рубежа по почте или через интернет-аукционы. Открытки Мелитоняна были экспонатами многочисленных выставок, одна из самых крупных выставок открыток с использованием собрания коллекционера прошла в 2006 году в музеях Московского Кремля. Открыток с изображениями членов русской императорской династии у коллекционера несколько сотен. Среди них есть открытки из известных и популярных "романовских серий", которые выпускались к 300-летию дома Романовых, а также карточки из серий, напрямую тематически не связанных с царским домом: открытки Общины св. Евгении, связанные с Москвой и другие.
О живых документах истории, которые хранят тепло рук наших недавних предков, Екатерина Некрасова беседовала с коллекционером Арсеном Мелитоняном в программе "Хоббиты" на радио "Вести ФМ".
Некрасова: Помните, как в детстве
скажут: "Он нумизмат" или "Он филателист!" - и всё, ты
пропал, потому что ничего не понятно, слова "не наши", но
завораживает, сразу ореол чего-то безумно интересного и труднодостижимого. А
иногда наоборот: ты сам начинаешь что-то коллекционировать, например,
открыточки собирать, а потом с гордостью выясняешь, что ты не кто-нибудь, а
филокартист. Вот правда, у меня лично коллекция не пошла дальше одной средних
размеров коробки из-под печенья, а у нашего сегодняшнего гостя пошла. Причём
настолько далеко, что он один из крупнейших в Москве филокартистов, профессор
Московского гуманитарного университета Арсен Мелитонян.
Вы человек крайне разносторонний. Чтобы перечислить всё, чем вы занимаетесь
профессионально и любительски, половина передачи уйдет. Но достаточно сказать,
что вы кандидат исторических наук, вы художник, вы поэт и секретарь правления
Союза литераторов России и автор большого количества публикаций об архитектуре,
искусстве и культуре. Но что для нас сегодня важно - вы член Национальной академии
филателии. Или всё-таки филокартии?
Мелитонян: Это вещи неразрывные.
Филателия, коллекционирование марок, и филокартия всегда шли бок о бок. И
довольно долго мы работаем с филателистическим сообществом, в том числе с
организацией, которую вы упомянули, Национальной Академией филателии. Буквально
на днях состоялся пленум Союза филателистов России, и я вошел в состав членом
правления. А сейчас мы занимаемся созданием Союза филокартистов, как отдельной
всероссийской организации, поскольку за последние 20-25 лет очень много
произошло в этой сфере. Открытка признана источником по истории культуры, защищаются
диссертации, очень серьёзные исследования проводятся, формируются очень крупные
коллекции - и государственные, и частные - большое количество коллекционеров,
поэтому наше сообщество приняло решение, что необходимо создавать
общероссийскую организацию. Несмотря на то что мы очень близки с илателистами и
со многими другими направлениями коллекционирования, но у нас есть свои
вопросы, которые проще решать, когда есть общероссийская общественная
организация.
Некрасова: Почему мы сегодня вас
позвали? В последние дни декабря поток открыток, которые идут через почту, до
сих пор увеличивается. Не сравнить, конечно, с тем, что было в советское время,
но всё-таки многие опять любят писать открытки. И слава богу. Помните, раньше
говорили, что в будущем вообще не будут письма писать. Нет, пишут. Другое дело,
что пишут в основном через интернет. Но и открытки сейчас - по себе сужу -
опять входят в моду. Особенно из путешествий. Начнём с самого главного, с вашей
коллекции. Традиционный первый вопрос - сколько у вас открыток? И я знаю, что
вы ответите: вы не знаете.
Мелитонян: Вы совершенно правы.
Поскольку всё постоянно меняется. Есть коллекции, которые приходят, есть
коллекции, с которыми расстаёшься во имя чего-то другого. Это очень живой
процесс. Первичный процесс накопления давно пройден.
Некрасова: Сколько вы этим
занимаетесь?
Мелитонян: Больше 40 лет.
Некрасова: Когда прошёл процесс
накопления?
Мелитонян: С началом очень
серьёзной профессиональной деятельности другое отношение становится к
коллекциям. Вы уже не накапливаете материал и не только держите его дома, чтобы
полюбоваться, а стараетесь показать, представить его в полноте. Это и
выставочная деятельность, и перемещение материала, и предоставление его
государственным музеям и так далее.
Некрасова: Первую-то свою вы
храните?
Мелитонян: Это не одна, это
несколько. Дело в том, что уже много больше 40 лет назад мой дедушка,
архитектор по профессии, собиравших еще с довоенных времен открытки с видами
старой Москвы, стал для меня собирать открытки с видами столиц мира. Первые мои
открытки - Париж, Лондон. Открытки приходили и из совершенно необычных мест: из
Афганистана, из Ирана.
Некрасова: Он вам посылал?
Мелитонян: Нет, он находил их для
меня. Это были знакомые, которые ездили в командировки, хотя тогда это была
редкость. Просил знакомых дипломатов. Сам выискивал в магазинах. В общем,
собирал для меня коллекцию столиц мира. И я знал географию на пятёрку. Со
многими другими предметами у меня были проблемы, а с географией проблем не было
никогда. Ночью можно было разбудить, я знал, как назывались столицы. То есть
первое знакомство с миром состоялось именно благодаря открытке.
Некрасова: То есть был Интернет
середины ХХ века. Хочешь посмотреть Нотр-Дамм де Пари - посылаю тебе
открыточку.
Мелитонян: Мы вообще считаем, что
открытка - это предтеча средств массовой информации. Потому что за весь ХХ век
- а первые иллюстрированные открытки стали издаваться в России в 1894 году.-
так вот весь ХХ век практически до 80-х годов было отфотографировано и в
художественном выражении прорисовано практически всё. Мы сегодня говорим о том,
что можем проиллюстрировать открыткой практически любое событие: это и виды
городов, это и полёты в космос, это и Великая Отечественная война, это и
восстановление, это и коллективизация, это и революция. Это и природные явления
- ураганы, наводнения. Сейчас в течение года мы занимались серьёзным изучением
открытки, связанной с Первой мировой войной. И даже для себя сделали много
открытий. Оказалось, что страны-участницы этого драматичного, трагического
конфликта использовали открытки в самых разных целях. Это была и агитация, и
пропаганда, и карикатуры на врагов, это были фотографии зверств, и открытки,
связанные с милосердием, когда благодаря открытке собирались средства на помощь
раненым.
Некрасова: То есть это был первый
вооруженный конфликт, когда открытку стали использовать в этих целях?
Мелитонян: Это было и в XIX веке, но не в таких масштабах.
Всё связано, конечно, с промышленным производством. Открытка появилась в
середине XIX века как
таковая. Иллюстрированная вскоре за ней. В Европе раньше, в России позже.
Некрасова: Давайте тогда с самого
начала. Где появилась? И кому эта светлая мысль пришла в голову?
Мелитонян: 1869 год, Австрия -
появились первые открытки, которые сразу были восприняты Францией и Германией.
Нужно понимать, что это просто бланк корреспонденции, на одной стороне которого
писался адрес, а другая сторона оставлялась чистой, чтобы на ней было написано
письмо.
Некрасова: А кто рискнул не
запечатывать послание, не закрывать его от посторонних глаз?
Мелитонян: Это же экономическая
целесообразность.
Некрасова: За конверт не надо
платить?
Мелитонян: Да. И короткие
сообщения "Жив, здоров, привет из Канн, привет из Ниццы, привет из Москвы
и Петербурга!" - это вещи открытые. Для удешевления был придуман такой
бланк почтовой корреспонденции. В России он появился в 1872 году. А
иллюстрированная открытка появилась чуть позже. Кому-то пришло в голову
нарисовать что-то на чистой стороне.
Полностью слушайте в аудиоверсии.