Репродуктор Плёнки, проявители, фиксаж… Как фотографировали профессионалы
Персоны
Как фотографировали профессионалы в СССР? Об
этом Александр Хабургаев беседовал с фотожурналистом Александром Гуревичем в программе "Репродуктор" на радио "Вести ФМ".
Хабургаев:
Здравствуйте, дорогие друзья. У микрофона Александр Хабургаев, ваш покорный
слуга. А время мы сейчас будем мотать назад вместе с ветераном отечественной
фотожурналистики. У нас в гостях Александр Борисович Гуревич. Здравствуй, Саша,
здравствуй, дорогой.
Гуревич: Добрый день, добрый день.
Хабургаев: Я открою сразу тайну такую
стратегическую, что мы с Александром Борисовичем однокурсники, и встретились мы
в этой жизни в 1980 году на рабфаке факультета журналистики Московского
университета. Только я потом попал в газетную группу, а вот Александр Борисович
в фото.
Гуревич: Мы с самого начала были заточены
на разные группы, потому что творческий конкурс, как ты помнишь...
Хабургаев: Какой творческий конкурс? У
меня на рабфаке не было творческого конкурса.
Гуревич: Нет, я поступал-то пять лет
подряд.
Хабургаев: А-а-а...
Гуревич: И пять лет подряд надо было
приносить. Это сейчас нет творческого конкурса на журфаке, творчества работ,
точнее.
Хабургаев: Да.
Гуревич: А раньше же надо было приносить
публикации. И в зависимости от твоего, так сказать, направления надо было
приносить публикации. Вот я приносил там фотографии, из газет вырезки,
заверенные главным редактором, и так далее, из журналов.
Хабургаев: Да, иначе не допускали.
Гуревич: Да. Так нет, мало того, не
допускали даже на рабфак, как я помню, все-таки требовалось что-то.
Хабургаев: Да, там какие-то публикации,
точно-точно, у меня в армейской газете в какой-то были публикации, и я, как
сейчас помню, их привез, да. Саша, ну давай сейчас, во-первых, поговорим вот о
чем. Как я сейчас помню, 80-й, 81-й, 82-й, 83-й год - времена были такие
беззлобные, достаточно сытые, но не богатые. И вот все ребята, кто с тобой
учился, фотики, как мы вас ласково называли, это были люди, которые, в
общем-то, ходили в такой одежде достаточно поношенной, потрепанной, на машинах
не ездили, но у каждого в кофре лежало по "жигуленку" (а
"жигуль" - это тогда надо было полжизни копить), потому что там лежал
какой-нибудь аппарат Canon или Nikon, или там Pentax со сменными объективами.
Было такое дело?
Гуревич: Было, было. Но суть заключается
в том, что, значит, все это приобреталось... на Красной Пресне был комиссионный
магазин.
Хабургаев: Где планетарий?
Гуревич: Да-да-да.
Хабургаев: Знаменитая комиссионка.
Гуревич: И, так сказать, я не знаю,
товаровед фотоотдела, он нас всех прекрасно знал.
Хабургаев: По именам.
Гуревич: Да, и мы его прекрасно. Мало
того, особо приближенный к телу иногда даже получали телефонный звонок, что
"подъезжай-ка, тут интересную, так сказать, балалайку привезли,
посмотри". Но на самом деле, так сказать, стоило, да, денег, но и работали
исключительно на эту фотоаппаратуру.
Хабургаев: Саша, подожди, вот в те
времена, что, скажи мне, профессиональные фоторепортеры, они, там я не знаю,
фотоаппаратом "Зенит" не снимали или там "Киев", или
"Практикой"?
Гуревич: Ну, "Практика" - это
уже, так сказать, было что-то.
Хабургаев: Подожди, а
"Практика", по-моему, она с цейсовской оптикой была?
Гуревич:
Да, это была ГДРовская камера, но оптика была цейсовская. Так что это был, так
сказать, солидный аппарат.
Полностью слушайте в аудиоверсии.