Полный контакт Цель монашества - приблизиться к Богу
Персоны
Монастыри и монахи. Гость - отец Дмитрий Смирнов.
Ведущие "Вестей ФМ" - Владимир Соловьёв и Анна Шафран.
Шафран: Мы с отцом Дмитрием пока начнем с отдельной темы, о которой мы договаривались накануне, - это монастырь, монашеская жизнь, монахи. Если говорить о мировых религиях, то такой институт, как монастырь и монашество, есть только в христианстве.
Смирнов: Нет, ну почему, считается, что у буддистов ламаистского направления тоже есть монахи.
Шафран: Да, я прошу прощения. Есть три мировые религии - это буддизм, христианство, ислам. Я сейчас буддизм немного принизила, приношу свои извинения, я с иудаизмом перепутала, потом что иудаизм ошибочно люди причисляют к мировым религиям, но это на самом деле не так. Да, в мировых религиях есть монашество.
Смирнов: Но это как договориться о терминах.
Шафран: А откуда это взялось, для чего?
Смирнов: Это явилось как естественный такой процесс жизни церкви, как реакция на то, что Римская империя пала к ногам Христа. Сначала в лице императора, а потом, понятное дело, такой пример равноапостольного царя Константина, который оказывал влияние. И всякие появились преференции в сторону христианства. Сначала было прекращено гонение, и огромное количество людей уже стали вливаться в церковь. И если ранее, чтобы быть христианином, нужно было рисковать как минимум свободой, а как максимум жизнью, то в эту эпоху, когда каждый человек мог открыто стать христианином, и ничего ему за это не было, то вот церковь стала некоторым образом обмирщаться, потому что стать христианином - это оказалось уже не так дорого.
Всегда были люди и сейчас, слава Богу, есть, которых совершенно не устраивает такое теплохладное отношение ко Христу. Это такая, можно сказать, гвардия церковная, максималисты такие. И они давали обеты Богу: то, что для людей в миру дорого, то они отрицали: семейную жизнь, потом жизнь, стяжание имущества и все время творение своей воли, то есть наоборот - отказ от собственной воли.
Сначала монашество возникло как отшельническое, люди жили отдельно - монах, вообще, от слова "один" - и молились Богу. Несколько позже возникли скитские уставы, когда отдельно живущие монахи собирались вместе раз в неделю для того, чтобы совершить божественную литургию. Подавляющее большинство монахов не были священниками, и они просили, чтобы к ним пришел кто-то из города, какой-то священник и совершил литургию, они могли бы причаститься Святых Христовых Тайн. Потом возникли монастыри киновийны, когда монахи стали жить общежительно, таким братством, помогая друг другу и облегчая ведение хозяйства для поддержания жизни, чтобы как можно меньше заботиться о еде, одежде и так далее.
Полностью слушайте в аудиоверсии.