Большая премьера Алла Сигалова: “Хореография – одно из средств повествования оперы”
Персоны
Что такое опера-балет? Об этом Владимир Аверин беседовал с хореографом Аллой Сигаловой в программе "Большая
премьера" на радио "Вести ФМ".
Аверин:
С удовольствием представляю сегодняшнюю гостью - Алла Сигалова. Здравствуйте,
Алла.
Сигалова: Здравствуйте.
Аверин: Алла Сигалова - хореограф, Алла
Сигалова - теле- и радиоведущий, Алла Сигалова - профессор Школы-студии МХАТ.
Сигалова: И ГИТИСа.
Аверин: И ГИТИСа, ну и, может быть,
прочее-прочее-прочее... Я надеюсь, что для подавляющего большинства тех, кто
сейчас у радиоприемников, вы наверняка известны как один из участников проектов
"Танцы со звездами".
Сигалова: Конечно.
Аверин: Для меньшей части, наверное, как
блистательный, на мой взгляд, ведущий проектов "Большая опера" и "Большой
балет" на телеканале "Культура". Для какой-то части, я тоже
очень надеюсь, как ведущая программа "Контрданс" на радио "Культура".
И мне чертовски жалко, что для совсем небольшой части аудитории, и даже
московской аудитории, вы известны как собственно хореограф, как человек,
который на сцене что-то делает.
Сигалова: Ну я уже в Москве практически,
не знаю даже, когда в последний раз делала спектакль.
Аверин: Вот!
Сигалова: Да, лет семь где-то
путешествовала.
Аверин: Где-то. Вот давайте тогда для
начала скажем, где и чего, где это вы путешествуете, а потом вернемся к
обсуждению наших домашних дел. То, что мне удалось хотя бы в обрывках каких-то,
в видеороликах посмотреть на YouTube,
это, конечно же, "Осуждение Фауста" в Opéra Bastille.
Это опера.
Сигалова: Это опера-балет, скорее так.
Аверин: Да, в итоге получилась
опера-балет. Вот тогда давайте вот с этого и начнем. Опера, опера-балет. Что
вас заставляет, мотивирует так много сейчас работать именно в этом жанре? Как
бы в опере, но когда получается опера-балет. Потому что и "Енуфа"
такая, и "Осуждение Фауста", и "Двое Фоскари", к удивлению
многих, тоже опера-балет.
Сигалова: Мы с Алвисом Херманисом
придумали такую форму, где хореографический текст - одно из основных средств
выразительности и рассказа, повествования той оперы, которую мы делаем. И
всячески видоизменяясь, этот хореографический текст присутствует в разных
операх, которые мы делаем сейчас по всей Европе. Я с огромным удовольствием
работаю, потому что, поскольку я обожаю оперу и считаю, что это высочайшее
вообще искусство, думаю, что это самое высокое из театральных искусств, и
если еще я в рамках оперы могу делать, заниматься собственными
хореографическими текстами, для меня это такое вот высшее удовольствие. И у нас
потрясающая команда, с которой мы уже вот как-то так вот двигаемся...
Аверин: По площадкам европейским.
Сигалова: По столицам Европы. И вот это
то удовольствие, о котором вот можно было бы только мечтать.
Аверин: Тогда давайте уточним. Потому что
вот балетные вставки в опере - это общее место.
Сигалова: Это я ненавижу.
Аверин: Ну почему? Есть...
Сигалова: Хотя есть потрясающие...
Аверин: Есть "Ночь на Лысой горе",
есть "Половецкие пляски"...
Сигалова: Да, конечно, конечно.
Аверин: Есть из "Травиаты"
классические какие-то постановки. Ваш хореографический текст - это не вставка
(вот это для людей, которые не видели), это то, что сопровождает постоянно.
Сигалова: Да-да-да.
Аверин: То, что вот меняются сцены,
выходят солисты оперные, уходят солисты оперные, а ваши ребята балетные, они
все время остаются, это вот как ткань, собственно ткань.
Сигалова:
Да, это как ткань. Например, в "Енуфе" - это образ реки,
и она все время льется, потому что с рекой в "Енуфе" Яначека
связан главный сюжет.
Полностью слушайте в аудиоверсии.