Искусство жить ЕГЭ: как набрать максимальный балл?
Персоны
Кто правит баллы? Результаты ЕГЭ зависят от того, какую тактику выбрал выпускник. Есть ли толк в репетиторах? Что дают подготовительные курсы? Некоторым не помогает ни то, ни другое, ни третье. Как работать с такими школьниками? Об этом Алла Волохина беседовала с руководителем федеральной группы разработчиков ЕГЭ по
математике Иваном Ященко и заместителем заведующего международной лаборатории
анализа образовательной политики Института образования Высшей школы экономики
Андреем Захаровым в программе "Искусство познавать" на радио "Вести ФМ".
Волохина:
Здравствуйте. Сегодня программу "Искусство познавать" проведу я, Алла
Волохина. Елена Щедрунова в отпуске, Катя Некрасова тоже временно отсутствует.
Ну а говорить сегодня мы будем на злободневную тему - о ЕГЭ. Сейчас в школах
проходят единые госэкзамены, уже сдали несколько экзаменов школьники, в том
числе и обязательный русский и базовую часть математики. И сегодня у нас в
гостях Иван Ященко - руководитель федеральной группы разработчиков ЕГЭ по
математике, координатор проведения всероссийской олимпиады школьников в Москве
по математике, директор Московского центра непрерывного математического образования.
И Андрей Захаров - заместитель заведующего международной лаборатории анализа
образовательной политики Института образования Высшей школы экономики, где
провели любопытные исследования о том, на сколько баллов можно поднять свой
результат ЕГЭ, если заниматься с репетиторами, на курсах, самому прорешивать
задания прошлых лет или учиться в профильном классе. И обо всем этом мы в
ближайший час узнаем. Итак, базовую часть по математике школьники уже в этом
году написали. Впервые деление на базовую и профильную часть появилось в
прошлом году, и пока оно сохраняется только в экзамене по математике. Иван
Валерьевич, будет ли распространяться эта практика на другие предметы?
Ященко: Ну, вы знаете, я - математик,
поэтому я могу говорить об экзамене по математике. Вопрос по разделению на базу
и профиль других предметов скорее нужно задавать коллегам. Но вот со стороны
именно я могу подчеркнуть, что на самом деле остальные экзамены, они по выбору,
и они и так как бы профильные, они нужны для поступления.
Волохина: Нет, ну русский язык же...
Ященко: А русский язык на самом деле уже
давно, еще до математики, был разделен на базу-профиль. У нас есть два экзамена
- есть обязательный русский язык и есть экзамен по литературе, который сдают
те, кто собираются поступать на филологические специальности. Поэтому реально у
нас есть как бы обязательный русский для всех, который нужен для поступления на
все обычные специальности. А те, кто хочет сдать его на каком-то топовом
уровне, на все филологические специальности есть литература. Точно так же
математика - теперь есть базовый экзамен, который сдают все, и есть профильный,
который нужен тем, кто поступает на специальности, где математика
профилирующая, таких примерно половина.
Волохина: Давайте сейчас обратимся к
исследованию, которое провела "Вышка", вернее Международная
лаборатория образовательной политики, о том, как добавить себе баллов к ЕГЭ.
Андрей, вот расскажите об этом исследовании.
Захаров: На самом деле исследование было
посвящено не тому, как добавить себе баллов к ЕГЭ.
Волохина: Ну да, это я уж так, совсем
уж упростила.
Захаров: Да. А скорее тому, как различные
факторы, различные практики подготовки к экзамену, различные характеристики
самих детей, учителей и так далее связаны с результатами детей, с результатами
экзаменов. Это исследование проводилось в трех регионах - Красноярский край,
Ярославская область и Псковская область, и всего участвовало около трех тысяч
учащихся. Также опрашивались их учителя, директора школ. И выборка была
составлена так, чтобы выводы можно было перенести на 11-классников вот этих
конкретных регионов. Результаты получились несколько неожиданные, и СМИ как бы
вот распространило только один из результатов - то, что репетиторы и
подготовительные курсы, на самом деле прибавляют очень мало к баллам ЕГЭ
учащихся. Но мы также смотрели не только на репетиторов и подготовительные
курсы, но и на различные практики, которые используют учителя в последний год
занятий с учащимися.
Волохина: Ну а давайте, может быть, конкретно:
вот сколько кто прибавляет этих баллов?
Полностью слушайте в аудиоверсии.