Картинка

Искусство жить ЕГЭ: как набрать максимальный балл?

5 июня 2016, 17:05

Персоны

Кто правит баллы? Результаты ЕГЭ зависят от того, какую тактику выбрал выпускник. Есть ли толк в репетиторах? Что дают подготовительные курсы? Некоторым не помогает ни то, ни другое, ни третье. Как работать с такими школьниками? Об этом Алла Волохина беседовала с руководителем федеральной группы разработчиков ЕГЭ по математике Иваном Ященко и заместителем заведующего международной лаборатории анализа образовательной политики Института образования Высшей школы экономики Андреем Захаровым в программе "Искусство познавать" на радио "Вести ФМ".

Волохина: Здравствуйте. Сегодня программу "Искусство познавать" проведу я, Алла Волохина. Елена Щедрунова в отпуске, Катя Некрасова тоже временно отсутствует. Ну а говорить сегодня мы будем на злободневную тему - о ЕГЭ. Сейчас в школах проходят единые госэкзамены, уже сдали несколько экзаменов школьники, в том числе и обязательный русский и базовую часть математики. И сегодня у нас в гостях Иван Ященко - руководитель федеральной группы разработчиков ЕГЭ по математике, координатор проведения всероссийской олимпиады школьников в Москве по математике, директор Московского центра непрерывного математического образования. И Андрей Захаров - заместитель заведующего международной лаборатории анализа образовательной политики Института образования Высшей школы экономики, где провели любопытные исследования о том, на сколько баллов можно поднять свой результат ЕГЭ, если заниматься с репетиторами, на курсах, самому прорешивать задания прошлых лет или учиться в профильном классе. И обо всем этом мы в ближайший час узнаем. Итак, базовую часть по математике школьники уже в этом году написали. Впервые деление на базовую и профильную часть появилось в прошлом году, и пока оно сохраняется только в экзамене по математике. Иван Валерьевич, будет ли распространяться эта практика на другие предметы?

Ященко: Ну, вы знаете, я - математик, поэтому я могу говорить об экзамене по математике. Вопрос по разделению на базу и профиль других предметов скорее нужно задавать коллегам. Но вот со стороны именно я могу подчеркнуть, что на самом деле остальные экзамены, они по выбору, и они и так как бы профильные, они нужны для поступления.

Волохина: Нет, ну русский язык же...

Ященко: А русский язык на самом деле уже давно, еще до математики, был разделен на базу-профиль. У нас есть два экзамена - есть обязательный русский язык и есть экзамен по литературе, который сдают те, кто собираются поступать на филологические специальности. Поэтому реально у нас есть как бы обязательный русский для всех, который нужен для поступления на все обычные специальности. А те, кто хочет сдать его на каком-то топовом уровне, на все филологические специальности есть литература. Точно так же математика - теперь есть базовый экзамен, который сдают все, и есть профильный, который нужен тем, кто поступает на специальности, где математика профилирующая, таких примерно половина.

Волохина: Давайте сейчас обратимся к исследованию, которое провела "Вышка", вернее Международная лаборатория образовательной политики, о том, как добавить себе баллов к ЕГЭ. Андрей, вот расскажите об этом исследовании.

Захаров: На самом деле исследование было посвящено не тому, как добавить себе баллов к ЕГЭ.

Волохина: Ну да, это я уж так, совсем  уж упростила.

Захаров: Да. А скорее тому, как различные факторы, различные практики подготовки к экзамену, различные характеристики самих детей, учителей и так далее связаны с результатами детей, с результатами экзаменов. Это исследование проводилось в трех регионах - Красноярский край, Ярославская область и Псковская область, и всего участвовало около трех тысяч учащихся. Также опрашивались их учителя, директора школ. И выборка была составлена так, чтобы выводы можно было перенести на 11-классников вот этих конкретных регионов. Результаты получились несколько неожиданные, и СМИ как бы вот распространило только один из результатов - то, что репетиторы и подготовительные курсы, на самом деле прибавляют очень мало к баллам ЕГЭ учащихся. Но мы также смотрели не только на репетиторов и подготовительные курсы, но и на различные практики, которые используют учителя в последний год занятий с учащимися.

Волохина: Ну а давайте, может быть, конкретно: вот сколько кто прибавляет этих баллов?

Полностью слушайте в аудиоверсии.

Искусство жить. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация