Искусство жить Творческие люди ощущают жизнь полнее и длиннее
Персоны
Почему субъективное ощущение течения
времени с возрастом ускоряется, а в моменты катастроф замедляется? Об этом Елена Щедрунова беседовала с директором Академического
медицинского центра мозга Игорем Долгушиным в программе "Искусство
познавать" на радио "Вести ФМ".
Щедрунова: Приветствую всех, кто только что
подключился к радиостанции "Вести ФМ". Сегодня в программе
"Искусство познавать" наша любимая тема - тема про то, как
функционирует человеческий мозг. У нас в гостях - директор Академического
медицинского центра мозга Игорь Долгушин. Игорь, здравствуйте.
Долгушин:
Добрый день, добрый день.
Щедрунова:
И начнем мы с темы, которая, не знаю, насколько она научна, я имею в виду с
точки зрения открытий научных, но для многих очень интересная, а именно: о
субъективном восприятии времени. Все, я думаю, прекрасно помнят, что в детстве
время тянулось ой-ой-ой, все учишься и учишься, ой-ой-ой, а когда ж каникулы...
А теперь вот уже года пролетают, прямо вот не годами, а просто раз - и
десятилетия нет. С чем это связано, почему вот время, восприятие времени с
возрастом меняется в сторону ускорения?
Долгушин:
Существуют разные версии, но так или иначе мы должны, если мы говорим о мозге,
то здесь есть смысл разобрать на философские понятия, на нейробиологические и
молекулярные аспекты, ну и также на социально-поведенческие механизмы
определения и осознавания времени. Если мы говорим про как раз-таки молодых и
взрослых людей, то почему это происходит, есть разные объяснения. Первая, одна
из основных причин - это, конечно же, субъективное восприятие ребенком,
точечное восприятие новизны всего, что он увидел. Например, любимый вопрос
ребенка - почемучка: почему, а почему? Мы так уже с вами в возрасте большом не
интересуемся тем, что это, мы большинство деталей знаем, поэтому они проходят
мимо нас, мы их совершенно не замечаем. А для ребенка каждая деталь абсолютно
важна и является его опытом, который он набирает для того, чтобы стать взрослым
человеком и уж потом не воспринимать это время. Но существуют даже критерии,
некоторые закономерности, в которые можно разделить следующие периоды жизни.
Если мы возьмем там возраст от 5 до 10 лет и возьмем за единицу восприятие времени,
то у людей от 10 до 20- лет это уже будет две единицы, то есть двукратное
ускорение времени, 20-40 лет - это уже четырехкратное ускорение, 40-80 лет -
это уже восьмикратное ускорение времени.
Щедрунова:
Но давайте скажем, что это ускорение времени по отношению вот к тому самому
ребенку.
Долгушин:
Абсолютно точно.
Щедрунова:
Да, это не то, что время там...
Долгушин:
Да, и мы взяли за единицу отношение времени до 10- лет у ребенка. Но когда ты
начинаешь уже приобретать опыт, когда становишься взрослым, то появляется некая
сглаженность, что ли, нервная адаптация, назовем ее так. Вы воспринимаете все
абсолютно ровно, и лишь какие-то моменты в жизни эмоциональные могут вызвать
какой-то интерес к жизни у вас - у кого-то это связано с работой, кто-то
работает только на заводе, допустим, и для него эта рутина является
повседневной, и так или иначе жизнь протекает моментально. Но для людей с
наиболее разнообразной жизнью жизнь протекает длиннее, так сказать.
Щедрунова:
Ну вы сейчас говорите про субъективное восприятие.
Долгушин:
Абсолютно, абсолютно.
Щедрунова:
То есть вы говорите, что люди творческих профессий, для них субъективное
восприятие времени, оно более длительное, да?
Долгушин:
Так и есть, так и есть.
Щедрунова:
То есть человек, работающих у конвейера, у него там десять лет как один год, а
человек, занимающийся творческими профессиями, десять лет - это десять лет, ну
почти.
Долгушин:
Да, да. Но также и существует, конечно же, если мы говорим о мозге, существует
и нейробиологическое обоснование.
Полностью слушайте в аудиоверсии.