Формула смысла Образование и есть насилие
Персоны
Проблема образования. Гость - политолог, журналист Виталий Третьяков.
Ведущие "Вестей ФМ" – Дмитрий Куликов и Ольга Подолян.
Куликов: Начнем обсуждать тему, о которой мы с вами договаривались, - тема образования. Я, кстати, для своих и для наших с Олей программ "Формула смысла" сделал эту тему в определенном смысле сквозной - я ее все время обсуждаю. Потому что уверен, что это и есть главная тема нашего будущего, ничего важнее нет. Может быть, даже тема суверенитета, опирающегося на непосредственную экономику, менее важна, потому что сейчас мы, сцепив зубы, как-то продержимся. Вопрос в том, что мы через пять лет будем делать?
Третьяков: Тут быть большим мыслителем не нужно - это фундамент всего, давно уже все рассказано, доказано, описано, показано. Есть классические, взятые из литературы, примеры, перешедшие и в науку, и в социологию, и в политологию - робинзонада. Один человек, оказавшись на замкнутой территории, может ли он восстановить цивилизацию и так далее. И та же самая ситуация с Маугли. Вот, детеныш человеческий, оказавшись в одной ситуации, он как и все, а в другой ситуации - он бегает на четвереньках и воет волком. Хотя доброе в душе у него что-то осталось, но проявления этой доброты таковы, как и чему его учили. Поэтому все рассуждения о том, что не важно, как учат, лишь бы это соответствовало каким-то современным требованиям, притом, что люди не понимают, когда об этом говорят, что современность - это точка между прошлым и будущим, никакой современности нет. Она вечно проистекает из прошлого и перетекает в будущее. Это важные, но детали.
Совершенно очевидно, что будущее зависит от детей, потому что они будут жить в будущем, и, соответственно, от того, как их воспитают. Если ребенка воспитают в ненависти к своим родителям, пусть даже справедливой ненависти, значит, он их будет ненавидеть, а, возможно, попытается от них избавиться, благо сейчас Сеть и телевизор дают много примеров и рецептов того, как это сделать максимально незаметно. Это первое, это чтобы мы к сути перешли, к настоящей сути.
Второе: меня вводят в некий транс эти дискуссии, какими методами преподавать, вот эти долгие обсуждения. Лучший метод обучения равно преподавания давно уже придуман, он вырастает, кстати, из естества человека, и никто никогда ничего лучшего придумать не может - это от учителя к ученику, в личном контакте. Учитель не может обучить тысячу учеников одновременно, ситуация один учитель - один ученик кажется оптимальной, хотя это не так, потому что человек воспитывается как коллективное существо, а не только индивидуальное.
Полностью слушайте в аудиоверсии.
Смотрите видеотрансляцию из студии "Вестей ФМ"