Культурное путешествие Клин и Чайковский
Персоны
Клин и Чайковский. Гостья радио "Вести ФМ"- заведующая отделом рукописных и печатных источников Музея-заповедника Чайковского в городе Клин Ада Айнбиндер.
Ступак: Здравствуйте, уважаемые радиослушатели. В студии "Вести ФМ" Полина Ступак. Мой собеседник – Марат Сафаров. Марат, добрый день.
Сафаров: Добрый день, Полина.
Ступак: И сегодня у нас в гостях заведующая отделом рукописных и печатных источников Музея-заповедника Чайковского в городе Клин Ада Айнбиндер. Здравствуйте, Ада.
Айнбиндер: Здравствуйте.
Сафаров: Здравствуйте, Ада.
Ступак: Как уже многие поняли, наверное, сегодняшнее наше "Культурное путешествие" мы проведем в городе Клин, в прекрасном подмосковном не очень большом, но крайне интересном городке, находящемся в 70 километрах от Москвы. И мне кажется, что там, конечно, безусловно, много что есть посмотреть, но, наверное, музей-заповедник Чайковского, самый посещаемый, мне кажется, среди туристов, как иностранных, так и наших.
Айнбиндер: Конечно, для всего мира Клин – прежде всего это город Чайковского.
Ступак: Ада, мы бы хотели попросить вас рассказать вообще с самого начала, откуда появилась идея создать этот музей, и почему Петр Ильич выбрал именно Клин.
Айнбиндер: Да, конечно. И вообще эта история очень интересная.
Ступак: Это же не сразу был его дом, вот который сейчас является музеем?
Айнбиндер: Конечно. Но вообще у Чайковского за всю жизнь никогда не было собственного дома.
Ступак: Несмотря на всё.
Айнбиндер: И тот дом, который сейчас является музеем, Чайковскому тоже не принадлежал, он его снимал у клинского судьи Сахарова. А вообще с клинскими местами Чайковского связывал довольно продолжительный промежуток времени, поскольку в клинских местах, попеременно во Фроловском и в Майданово, Чайковский снимал дома, в которых жил, работал. В частности, в Майданово была написана опера "Чародейка", Фроловское – это место рождения "Спящей красавицы". В этом же доме Чайковский прожил, ну грубо говоря, где-то полтора года. Казалось бы, относительно всей жизни это очень маленький промежуток. Однако вот этот последний год жизни – 1893-й (Чайковский умер в возрасте 53-х лет, как известно), он настолько плодотворен для Чайковского как композитора, как музыканта, как дирижера, вообще как человека, что, наверное, для любого нормального человека вот столько событий, столько каких-то творческих моментов хватило бы, наверное, на несколько лет точно. И этот дом – это дом, который сохранился, этот дом – место рождения последней симфонии Чайковского - 6-й ("Патетической"). Как получился музей? Я сказала, что дом Чайковскому не принадлежал. В отличие от многих других русских композиторов и не только, Петру Ильичу очень повезло с родственников. И, конечно, таким важным, важнейшим человеком для него был его младший брат Модест Ильич - ближайший друг его при жизни. И, конечно, когда Петра Ильича не стало, Модест Ильич решил всего себя посвятить вот такому увековечиванию памяти своего брата.
Ступак: Сохранять его наследие.
Айнбиндер: Сохранять его наследие. И это очень интересно, поскольку вообще прецедентов таких в России не было.
Сафаров: То есть фактически это первый музыкальный мемориальный музей в России.
Айнбиндер: В России – да, и один из первых в мире. Что же делает Модест Ильич? Дом семье не принадлежал, и больших трудов стоило этот дом выкупить. А выкупить, поскольку Чайковский умер, будучи должным собственному слуге, и на имя слуги… Мы до конца не знаем эту историю, не все документы сохранились, почему было именно так, но дом выкупался на имя слуги, которому, кстати говоря, Чайковский завещал все движимое имущество.
Сафаров: Сафронов его фамилия была, да?
Айнбиндер: Да, Алексей Сафронов. И вот с этого момента начинается какой-то новый этап в жизни этого дома и вообще в судьбе наследия Чайковского.
Полностью слушайте в аудиоверсии.
Культурное путешествие. Все выпуски
- Все аудио
- Культурное путешествие