Авторские материалы Медицинский аутсорсинг: плюсы и минусы частной скорой
Персоны
Врачи - государственные, а водитель - ИП: год назад президент поручил изучить вопрос, можно ли передать услуги скорой помощи частным компаниям. В нескольких регионах проходит эксперимент. Опыт оказался противоречивым. Чиновникам и бизнесменам идея в основном нравится. Однако некоторые сотрудники уверяют, что аутсорсинг несет одни проблемы. Обе точки зрения изучил корреспондент "Вестей ФМ" Сергей Гололобов.
Суть медицинского аутсорсинга - врачи числятся за подстанциями скорой помощи, то есть они остаются госслужащими, а вот саму карету и её водителя предоставляет частная компания. Считается, что так региональные бюджеты могут сэкономить на закупке новых машин, ну и качество обслуживания тоже улучшится. Собственно, опыт, например, Перми об этом и свидетельствует. Там все подстанции постепенно, но перешли на аутсорсинг, говорит владелец компания "Новоскор" Евгений Фридман.
ФРИДМАН: До этого был МУП, который предоставлял услуги по 275 рублей в час. Но для этого бюджет должен был покупать эти машины именно за счет бюджетных средств. Когда наша компания впервые предложила подобные услуги, мы за эти же деньги дали им новые FIAT Ducato, и спокойно оказывается услуга на новых автомобилях. Тогда в МУПе были очень старые автомобили. С этой точки зрения эффект сразу появился, машины не стали сходить с линии.
Плюс более быстрые приезд врачебной бригады на новой машине и доставка пациента в больницу. А главное - региональному бюджету не надо теперь заботиться о приобретении карет скорой помощи. В их закупку вкладывает свои деньги аутсорсер. Правда, сразу возникают вопросы, признает председатель профсоюза работников скорой помощи "Фельдшер.ру" Дмитрий Беляков.
БЕЛЯКОВ: Если компания завтра разорится, какие машины выйдут на линию? Кто будет платить водителям зарплату? Это один вопрос. Второй вопрос: меня все время удивляет, почему бюджет частной компании выдерживает эти все дела, а бюджет государственной не выдерживает? Я так понимаю, частные компании имеют больше денег, чем государство? Но это тоже непонятно.
Действительно, как могут аутсорсеры оказывать более качественные услуги за тот же тариф, что и их государственные коллеги по медицинскому извозу? Ведь частникам надо при этом и новые автомобили закупать. А почасовые ставки-то для всех одинаковы. Если только за счет лучшей бизнес-модели и сокращения издержек. А как их можно сократить? Например, переведя водителей в ранг ИП. Примеры такие, говорят критики аутсорсинга, есть. То есть что-то типа "бомбил", только на скорых: сколько наездил - столько и заработал. Плюс ремонт за свой счет и никаких премиальных. Правда, и ответственности минимум. Не захотел - не пошел на работу. Или вышел, но с похмелья - всё равно никто не проверит. Что-то не понравилось - устроил забастовку. А смена между тем сорвана. До больного так и не доехали. Впрочем, Евгений Фридман уверяет, что в его компании всё строго с Трудовым кодексом.
ФРИДМАН: То есть вот эти предрейсовые осмотры нам оказывает сама скорая помощь. Водитель выезжает только после прохождения медосмотра. По всем стандартам, которые существуют сегодня в законодательстве, наша компания относится к медучреждению. То есть перевозка больных санитарным транспортом тоже является подразделом видов деятельности скорой помощи. И они точно так же, независимо от того, какая форма собственности, не имеют права на забастовку.
Еще одна возможная претензия медицинской общественности к аутсорсерам - а станет ли помогать частный водитель переносить больных? Скажет, что ему за это не платят, и не будет. Нет, все эти моменты тоже прописаны в договоре, делится опытом своей компании аутсорсер Евгений Фридман.
ФРИДМАН: В качестве доказательства я вам могу на электронную почту скинуть договор, который заключается именно между нашей компанией и какой-то региональной скорой помощью. Где будет указано, что водитель обязан участвовать в переносе пациента, оборудования и всего прочего. Неслучайно мы их нанимаем именно санитарами-водителями. И они обязаны однозначно помогать и участвовать в этом.
Народные избранники к идее скоропомощного аутсорсинга относятся осторожно. Нужно всё очень скрупулезно изучать и подсчитывать, считает первый зампред Комитета Госдумы по охране здоровья Сергей Фургал.
ФУРГАЛ: Я знаю, что хотят перейти на аутсорсинг. Но я не совсем понимаю, как это. Поэтому если нам Минздрав предоставит развернутую программу, где будет прописано всё, включая то, как будут наниматься водители, какими они должны обладать навыками, какими должны быть машины, как они должны быть оборудованы...
Кстати, оборудование карет скорой помощи - это отдельная тема. Кто его предоставляет? Подстанции или сами аутсорсеры? В разных регионах по-разному. Четких правил нет, признает Сергей Фургал.
ФУРГАЛ: Вы не забывайте, что эти машины перевозят лекарственные препараты, в том числе и наркотические - закись азота и тому подобное. На всё это нужно кучу разрешений, кучу отчетности, лицензий и всего подобного. С одной стороны, это, конечно, было бы, наверное, благо - дополнительно к скорой помощи еще и аутсорсинг сделать. Но, с другой стороны, хотелось бы посмотреть на конечный результат, на регламент.
В Москве, кстати, машины и водители скорой помощи принадлежат автоколоннам, а не подстанциям. То есть это фактически тот же самый аутсорсинг, только оказываемый государственным, а не частным подрядчиком. Так что это тоже вариант, достойный изучения. Но также эксперты успокаивают, что никто насильно аутсорсинг внедрять не будет. Модель продолжит работу в отдельных регионах - там, где это посчитают выгодным.