Авторские материалы Псевдоспутники: зачем они нужны
Персоны
В России начали разрабатывать псевдоспутники – беспилотные стратосферные самолеты, которые выполняют те же задачи, что и космические аппараты, но на меньшей высоте. Их цель – обеспечение связи, навигации и интернета на удаленных территориях: от вахтовых поселков до поисково-спасательных экспедиций. С новой разработкой познакомился наш корреспондент Олег Яхонтов.
В отличие от космических спутников, которые выводятся на орбиту с космодромов и работают на высоте от 180 до 36 тыс. километров, беспилотные псевдоспутники решают свои задачи в стратосфере – на высоте 18-25 километров от поверхности земли. Поэтому затраты на их запуск и эксплуатацию невелики. 300-килограммовый аппарат самолетного типа может взлетать с обычных аэродромов и работать в стратосфере более месяца. Энергию для четырех электродвигателей и оборудования будут обеспечивать солнечные батареи, за счет которых беспилотник днем запасает энергию, а ночью расходует, барражируя над заданным районом со скоростью до 140 км/час.
Площадь, которую эти аппараты могут покрыть, по сравнению со спутниками, – кратно меньше, но важность задач, решаемых псевдоспутниками, стоит того, чтобы их разрабатывать. С помощью таких стратосферных беспилотников можно развертывать временные сети связи и интернета в зонах стихийных бедствий или в местах проведения спасательных операций, обеспечивать интернетом удаленные вахтовые рабочие поселки или полевые научные экспедиции.
Еще одна важная сфера, где будут полезны стратосферные самолеты, – обеспечение связи и управления для производств без участия человека, например, машин, которые смогут самостоятельно обрабатывать сельскохозяйственные угодья или добывать полезные ископаемые в карьерах. А разместив на борту мультиспектральное и радиолокационное оборудование, можно в оперативном режиме отслеживать лесные пожары, выявлять очаги возгорания торфяников, мониторить состояние льдов и миграцию косяков рыб в Арктике.
Управлять аппаратом будет бортовой компьютер, оснащенный искусственным интеллектом. А операторы с земли откорректируют полет. Правда, по словам разработчиков, помимо создания самих аппаратов, необходимо подготовить специалистов для их управления и обслуживания. Плюс к этому надо наладить взаимодействие с пилотируемой авиацией в плане использования взлетно-посадочных полос на аэродромах.
Стратосферные самолеты в последние 15 лет разрабатывали многие крупные технологические компании, но эти идеи так и остались на бумаге из-за экономической нецелесообразности. Если российский проект найдет свою нишу и заинтересует государственные ведомства или частные структуры, то он может быть реализован. Пока инженеры приступили к созданию двух стратосферных самолетов – демонстраторов технологий. Они будут изготовлены в масштабе 1:5. Предполагается, что опытная эксплуатация изделий стартует в конце следующего года. Эти аппараты проверят заложенные в них характеристики, и лишь после этого начнется создание полноразмерных стратосферных самолетов.