Сигналы точного времени Экзамен на право вождения автомобилем

21 марта 2017, 09:10

В нашей студии - автоэксперт Игорь Моржаретто.

С ним обсуждаем последние новости: в прошлом году резко сократилось количество граждан, сдавших экзамены на водительские права с первого раза; после 100 нарушений водителей хотят отправлять к психиатру.

Ну не может нормальный человек столько нарушать, считают в общественных организациях.

Водительские права стало получить сложнее

С сентября 2016 года в стране действует новый регламент. Кому уже пришлось столкнуться, знает, что на права сейчас сдать в ГИБДД значительно сложнее. Теперь надо сдавать три экзамена: теорию, площадку и город. Причём все они усложнились.

Например, если на экзамене по теории вы сделали одну ошибку, тут же выскакивают пять дополнительных вопросов. Сделали ещё одну ошибку, ещё пять вопросов выскочило. А потом экзаменуемый уже права на ошибку не имеет. То есть, принимать теоретический экзамен стали строже. И понятно, что количество людей, которые сдают с первого раза, несколько упало. Но не катастрофично. Нет такого, что девять из десяти не сдавали. Если раньше сдавали раньше с первого раза условно 80 процентов, то сейчас сдают 60. Привыкнут люди потихоньку к новой системе. Ничего страшного я в этом не вижу.

На площадке появились новые упражнения, и появилась штрафная система, когда за определённые нарушения начисляются штрафные баллы. Причём многие из этих нарушений могут быть субъективными, то есть, зависят от точки зрения экзаменатора. Сам экзаменатор теперь на площадке не имеет права сидеть в машине. Он по новым правилам бегает вместе с машиной. И я представляю себе картинку, когда зимой в холод инспектор в тулупе бегает вместе с машиной, и после этого его "добрые" чувства по отношению к "нехорошему" человеку за рулём, который что-то не так делает.

А в городе теперь, если раньше можно было за пять минут оценить навыки, надо ездить с учеником 30 минут, устраивая ему самые разные каверзные испытания. Там ещё более сложная система оценок, которая приводит к штрафным баллам. Причём я был на всероссийском семинаре руководителей автошкол, и там только и говорили, что надо убрать из этого экзамена субъективизм оценки. Ну что такое "неуверенно управляет машиной"? Ведь можно всегда так любому сказать. Поэтому если раньше город сдавали с первого раза 60-70 процентов, то сейчас сдают 50-60 процентов. Но и здесь ничего я страшного не вижу.

Ограничение по скорости во время сдачи экзамена в городе

Никаких ограничений по скорости нет. Просто сказывается стресс, возникающий у всех начинающих водителей, когда рядом сидит экзаменатор, от которого зависит, дадут тебе права или пойдёшь по новому кругу. Конечно, в состоянии стресса экзаменуемые стараются делать всё медленно и аккуратно. Но в требованиях к экзамену в городе есть пункт о том, что ученик должен продемонстрировать своё умение двигаться со скоростью, разрешённой в городе, то есть, 60 километров в час он должен показать.

В ГИБДД не хватает экзаменаторов

ГИБДД честно признаёт, что у них категорически не хватает экзаменаторов. Поэтому во многих регионах приходится ждать сдачи экзамена до трёх месяцев. Вообще, каждый третий из тех, кто сдал на права в 2016 году, сообщил, что после окончания автошколы им пришлось ждать экзамена больше месяца. И в связи с тем, что нет экзаменаторов, в регионах иногда приходится ездить на сдачу экзаменов в ГИБДД достаточно далеко. В Новосибирской области, например, испытуемым надо было ехать за 130 км, чтобы сдать экзамены на права.

Любой инспектор ГИБДД может быть экзаменатором?

К сожалению, в России никто не учит официально на экзаменатора. И нет такой специальности. А во многих странах мира это отдельная специальность. В Норвегии и Венгрии это сейчас даже отдельное высшее образование. А ещё есть директива, по которой скоро вся Европа придёт к этому. Кроме того, в Европе экзаменаторы обязательно проходят курсы переподготовки раз в год и курсы психологической разгрузки раз в год, потому что любой экзаменатор потихоньку начинает ненавидеть экзаменуемых за их бестолковость. А экзаменатор должен быть беспристрастным.

В России экзаменатор – это офицер ГИБДД (по нормативу), имеющий высшее образование и права той категории, по которой он принимает экзамен, сроком не менее 3 лет, а по некоторым категориям – пять лет. И всё. Дополнительного образования у него нет. Хотя много лет уже говорится, что им нужно давать какое-то дополнительное образование – педагогическое или психологическое. Пока разрабатывается регламент. Но сколько я себя помню, столько этот регламент и разрабатывается. А пока в экзаменаторы берут… Конечно, всё зависит от людей, потому что никаких нормативов и критериев нет по большому счёту. Свободен сейчас в ГИБДД капитан (условно) Сидоров, вот его и направляют принимать экзамен, поскольку он ПДД знает, категория у него соответствующая, да и давно за рулём. К сожалению, ситуация сегодня такая.

Снижение аварийности в России: это чья заслуга?

Действительно, есть снижение аварийности среди молодых водителей, причём очень серьёзное. За последние три года – процентов на 40. А среди водителей мопедов – вообще на 70 процентов. Но при этом говорить, что это заслуга автошкол, не надо. Как и говорить, что это заслуга ГИБДД. В принципе это заслуга многих. Всё-таки было усилено наказание, стал большим контроль, видеокамеры везде появились, действительно были переработаны программы автошкол, в результате чего в два раза было увеличено число уроков по вождению (было 26 часов, стало 52 часа). Кроме того, меняется психология людей. Многие съездили за границу, увидели, как там всё организовано, и теперь понимают, что по правилам ездить быстрее и удобнее. Плюс какая-никакая пропаганда. Стало немодным среди большой части народа лихачить, хотя у кого-то это ещё осталось. Общая картинка складывается, что, в общем, есть движение вперёд.

После 100 нарушений водителей отправлять к психиатру?

В Германии есть такой "идиотен тест", когда человека после лишения прав отправляют к специалисту, который с ним будет поработает. А ещё тому надо будет походить на курсы анонимных алкоголиков, особенно, если лишили прав за пьянство. Или отмечаться у нарколога и проходить регулярные обследования. А потом тот самый "идиотен тест". Причём за тест нужно заплатить 200 евро, а пройти с первого раза очень трудно. То есть, практики существуют разные, но всегда надо чётко понимать, что мало сделать предложение, надо рассчитать, насколько оно поможет.

Или можно подойти с другой стороны. Возьмём проблему, почему в России некоторые автомобилисты имеют по 100 нарушений в год? Ведь есть же статьи за рецидив, есть в кодексе и такое положение, когда кто-то три раза подряд сильно нарушил скорость, его однозначно лишают прав. Почему до сих пор не лишили? Почему у кого-то 100 накопилось нарушений, а он продолжает ездить? Может, сначала нужно разобраться с системой контроля, а потом уже придумывать наказание? Ведь это же логично.

Аварийность среди молодых водителей

Во-первых, непонятно, кто такие молодые водители. По европейской классификации, молодые водители – это люди от 18 до 25 лет. То есть, там молодыми водителями считаются люди не по стажу, а по возрасту. В России молодыми считаются водители по стажу, то есть, те, кто получил права недавно. Если взять статистику, в РФ 35 процентов людей получают права в возрасте 25-35 лет. То есть, российскому молодому водителю в среднем – 30-35 лет. Раньше у нас водитель считался "молодым" в течение двух лет, а сейчас – в течение трёх лет. Как выяснилось, у молодых водителей до двух лет, как правило, нет никаких ни правонарушений, ни ДПТ, если только по вине вообще других людей. Аварии у "молодых водителей" начинаются на третий год. Если взять всю категорию молодых водителей от года до трёх, то на период с двух до трёх лет приходится 90 процентов ДТП, потому что после двух лет у человека появляется уверенность, что он может и умеет всё.

Во-вторых, во всём мире самым аварийным водительским стажем считается период 7-10 лет. Человек уже проехал 200-300 тысяч километров и чувствует, что он теперь может уже "усё": управлять одной левой, одновременно правой рукой держать телефон, а ногой почёсывать у себя за ухом. Сложно сказать почему, но у человека в этот период наступает расслабуха, и он въезжает в столб или в другой автомобиль.

Кто работает в автошколах инструкторами обучения

На самом деле, это вопрос вопросов: кто учит? В России нет такой специальности как "преподаватель автошколы". В своё время, когда несколько лет назад принимали Закон об образовании, депутаты про автошколы просто забыли. Автошкол в этом законе формально вообще не оказалось, не существует такой формы обучения, хотя их в стране порядка 4000 и в них работают более 200 тысяч человек. И тогда, когда выяснилось, что в законе нет автошкол, решили быстро что-то придумать, и автошколы приписали к ПТУ (к профессионально-техническому образованию). И теперь у нас в автошколах те люди, которые преподают, называются или "преподавателями", или "мастерами профессионально-технического обучения". Преподаватель, который учит вождению, называется мастером профессионально-технического обучения. С него требуется среднее специальное (как минимум) образование, наличие прав и опыта от 3 до 5 лет, также он может закончить краткосрочные педагогические курсы и может преподавать. Где-то в регионах эти курсы, скорее, формальность: выдают справку и всё. Где-то требуют знания. То есть, система работает по-разному. Но такой специальности "преподаватель автошколы" нет нигде в России, ни одно учебное заведение на неё не учит, хотя в Европе это – отдельная специальность, которая требует отдельного обучения и, в общем, достаточно уважаемая, потому что человек получает хорошую зарплату.

Частный автоинструктор

Сегодня в России частных автоинструкторов формально нет. Но ситуация здесь такова. Несколько лет назад было формально запрещено получение автомобильного образования путём экстерна. Его запретили, потому что под видом экстерна работала куча "левых" людей, которые просто штамповали свидетельства об окончании автошколы и всё. Это дело решили прикрыть, и экстерн запретили. Теперь образование можно получить только в автошколах. И только со свидетельством автошколы можно получить допуск к экзаменам. А какие отношения у автошкол с водителями, которых они нанимают: то ли это ИП, то ли это просто человек, работающий по договору, то ли это человек, работающий в штате, это уже второй вопрос. Конечно, просто так любой человек может учиться вождению у дяди Васи. Но, во-первых, обучение на автомобиле, не имеющем признаков учебного автомобиля, запрещено по закону. А во-вторых, дядя Вася не может выдать свидетельство об окончании автошколы. Хотя, как выясняется, их выдают и достаточно регулярно. Другое дело, что с таким свидетельством права, конечно, могут выдать, а могут и не выдать.

Какие документы нужны для экзамена в ГИБДД

Нужно представить свидетельство об окончании автошколы, медсправку, оплаченную госпошлину и копию лицензии автошколы, которую человек закончил. Список всех лицензированных автошкол в стране представлен на сайте гибдд. ру. Поэтому, когда кто-то идёт учиться, первым делом ему нужно посмотреть, а есть ли у этой автошколы лицензия. Бывают такие случаи, когда вроде учат, а лицензии нет. За последние несколько лет в разных регионах России, в том числе и в Москве, были случаи, когда у людей отбирались уже действующие водительские права. Делалось это на основании того, что, хотя они и получили свидетельство об окончании автошколы, и сдали в ГИБДД экзамены, но в результате технических накладок автошкола, уже лишённая лицензии, всё равно числилась в базе, как имеющая лицензию.

Проблема демпинга

Сохраняется достаточно сильная проблема (по регионам особенно, да и в Москве тоже) демпинга. Потому что в Законе об образовании достаточно много, как всегда, дырочек, куда просачиваются "умные" люди. Например, перед получением свидетельства автошкола проходит серьёзное освидетельствование. Должны прийти сотрудники ГИБДД, посмотреть, есть ли у автошколы классы, учебные пособия, автомобили, площадка размером в 0,25 га. Затем ГИБДД делает заключение, на основании которого Минобразования выдаёт лицензию, после чего автошкола открывает, условно говоря, 50 своих филиалов. Лицензия есть, в ней филиалы не прописаны. И в филиале, который расположен в другой области, всего одна комната, в которой сидит дядя Вася и у него есть, может быть, автомобиль. Зато он размещает в газете объявления о средней стоимости обучения (а сейчас она составляет в среднем по стране 35 тысяч рублей), что она у него составляет 6 тысяч рублей. И человек радостно идёт к такому дяде Васе, потому что для многих российских граждан цена – это определяющий показатель. И тут дальше есть два пути развития ситуации. Первый, что дядя Вася просто обманет, выдаст "левое" свидетельство и потом его ищи-свищи. Были такие случаи в Подмосковье, когда выдавались совершенно "левые" свидетельства. Заводились дела, даже уголовные. Второй вариант, когда дядя Вася скажет, что он будет учить, но в договоре на седьмой странице мелким шрифтом написано, что каждый час обучения вождению – это дополнительные деньги, что за это и то надо платить отдельно. И в результате получаются те же самые 35 среднемосковских тысяч, а то и больше.

Субъективизм оценки действий на экзамене

Каждый человек, который идёт на любой экзамен, испытывает чувство стресса. Конечно, он волнуется. И тут всё зависит от миллиона факторов. Человек может очень хорошо знать предмет, но переволноваться и впасть в ступор. Все люди различаются между собой по типу реагирования, у них на стресс разные реакции. Кто-то почувствовал себя опытным, что где-то может перейти черту. А ещё есть экзаменатор, который за всем следит и тоже может в какой-то ситуации сказать или "да", или "нет". Хотя сейчас действуют требования об обязательном наличии видеокамеры в автомобиле, на котором принимают вождение, и обязательной фиксации процесса сдачи экзамена. Поэтому, если человека завалили или он считает, что его завалили, он может потребовать просмотра видеозаписи сдачи экзамена апелляционной комиссией, чтобы ей было понятно, что сдававший был прав во время сдачи экзамена. Комиссия смотрит видеозапись. И в каких-то ситуациях она говорит, что да, принимающий был прав, и это видно. А в других ситуациях говорит, что нет, инспектор был не прав. И после этого комиссия направляет человека ещё раз на пересдачу, но уже с комиссией. И тут человека начинает просто трясти как осиновый лист.

Я как-то задал вопрос одному начальнику ГИБДД, а почему повторная передача, ведь человек вроде всё сделал. Он мне отвечал, что, как правило, экзаменуемого режут не в конце экзамена, а в середине или в начале. То есть, когда сдающий ещё не показал свои навыки полностью, как это положено. Поэтому он должен снова показать свои навыки полностью. Поэтому пусть и покажет, хотя его и несправедливо на каком-то этапе сдачи остановили. Но уже комиссии.

Провоцирование нарушения во время сдачи экзамена

Инспектор этого делать не имеет права. Хотя это сложный вопрос, когда инспектор говорит, что здесь надо развернуться или остановиться, а в данном месте делать это запрещено. Тут палка о двух концах. Если остановиться, он может сказать, что тут же запрещающий знак, поэтому экзамен не сдан. А если не остановить, то это означает, что водитель не выполнил требование инспектора. Что, кстати, тоже является нарушением правил сдачи экзамена, и за это тоже можно придраться. В данной ситуации, наверное, инспектору стоит объяснить, что тут стоит знак, поэтому необходимо проехать и остановиться за знаком. Но опять же человек находится в состоянии стресса и вспомнит ли он эти вежливые слова? Здесь мы снова возвращаемся к тому, что в России инспекторов ГИБДД не учат правилам приёма экзаменов и тому, как надо относиться к экзаменуемым.

Из-за чего нервничают экзаменуемые

Как правило, въехать в кого-то достаточно сложно, потому что сдача экзамена происходит на автомобиле с дублированным управлением. Рядом сидит инспектор, который, если что, уж, наверное, среагирует. Конечно, будущий автомобилист нервничает по поводу того, что он может не сдать экзамен.

Пробелы российского автообразования

У нас написано, что категорически нельзя проводить обучение на скоростных шоссе. А это значит, что человек получил права, но никогда в жизни не ездил со скоростью больше 60 км в час. А на трассе "Дон", например, скорость 110 км в час разрешена. Молодой водитель начинает "тупить". У нас некоторые "умники" предлагают ограничить скорость вождения для начинающих водителей 70 км в час. Ну и где им организовать это движение со скоростью 70 км в час? Хотя общеизвестно, что самое безопасное движение – со скоростью потока. В России этому на практике не учили и не учат. Я изучал системы автообучения в ФРГ и Финляндии. Там обязательно предусмотрено несколько часов вождения именно на скоростных магистралях. То есть, там обязательно обучают езде со скоростью потока.

И обязательно обучают ночной езде. В России обучение вождению ночью также запрещено.

Плюс в российских автошколах категорически нет такого предмета обучения, как езда в экстремальных условиях. В Финляндии, например, обязательно в течение курса обучение вождению в экстремальных условиях. По льду. А если льда нет, в каждом финском городе есть автодром, который летом за неимением льда поливается отработанным маслом. Чтобы будущий водитель понимал, как ведёт себя автомобиль на обледенелом участке дороги, как водителю в этих условиях тормозить и как автомобилем управлять. В России этим совсем не занимаются, не выделено времени, а не помешало бы. Потому что мы живём в достаточно сложных климатических условиях, и, когда по льду понесёт машину, автомобилист должен понимать, что ему надо сделать.

Нужные и не очень нужные предметы

В России в связи с тем, что обучение в автошколе стало профессиональным, теперь дают предметы, которые не очень нужны. Например, организация движения грузового транспорта, как работают таксопарки и т.п. Важнее научить человека, какую правильно приобрести страховку, как правильно оформить европротокол в случае ДТП, как работать со страховой компанией, что делать в случае аварии.

Права: любительские и профессиональные?

Зачем-то сделали из автошкол ПТУ, дают вроде профессиональный диплом, но реально идти с ним на работу достаточно сложно, так как их выпускник не знает каких-то вещей. Надо бы, как и раньше, разделить образование на любительское и профессиональное. Кто-то вообще в своей жизни не собирается работать по найму. Но, если вдруг его жизнь заставит, можно пройти переподготовку. В будущем, наверное, так оно и будет.

Практический экзамен на знание матчасти

Это совершенно излишне, матчасть изучать не надо. Сегодняшний автомобиль состоит из модулей, которые разве что профессионалу стоит знать. Тем более что сейчас даже на грузовом автомобиле двигатель – это обычно какой-то моноблок, в который не всякий профессионал залезет. Надо уметь управлять автомобилем, в принципе понимать, что он собой представляет, почему и как едет, и этого вполне достаточно.

Полностью беседу с экспертом слушайте в аудиофайле.

Сигналы точного времени. Все выпуски

Все аудио
  • Все аудио
  • Час с психологом

Видео передачи

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация