Авторские материалы GPS-обман: как таксисты дурят клиентов

23 марта 2017, 13:27

Персоны

"Водитель, за вами наблюдают". С 1 апреля все агрегаторы такси и таксопарки обязаны будут отчитываться о перемещениях своих машин. Причем в режиме реального времени и с точностью до нескольких метров. Поможет в этом спутниковая навигация, к которой сейчас подключена практически каждая машина легального такси. Власти столицы полагают, что таким образом повысится безопасность пассажиров. Но, к сожалению, часто все эти технические новшества приводят к обратным результатам. Так, клиенты жалуются о подменах такси. Ждали одну, а приехала другая. Да еще позже, чем обещали. Причина - ошибся агрегатор или какой-то хитрый таксист просто его обманул. О перехватах заказов - корреспондент "Вестей ФМ" Сергей Гололобов.

Заказал такси через агрегатор. Пришло сообщение, что подадут такую-то машину. Но раньше приехала совсем другая. Для клиента - дискомфорт. А ну как это - мошенник? Года два назад этому было объяснение. Размещенный заказ видели все таксисты в округе, подхватывал кто-то один. Но реально приезжал другой, самый шустрый. Сейчас такие способы обмана ушли в прошлое, поясняет на примере "Яндекс-такси" председатель общественного движения "Такси-Форум" Олег Амосов.

"Яндекс" до последнего скрывает телефон клиентов. И, более того, его не видит даже диспетчерская служба. И, соответственно, для того чтобы перезвонить через систему "Яндекс", водитель должен набрать прямой московский номер, потом набрать еще 5-значный добавочный, и через вот эту кривую телефонию проходит соединение. Какое количество сейчас заказов в районе водитель, не видит вообще". 

То есть раздача заказа таксистам сейчас проходит инкогнито, автоматически. Всё делает робот. И кто ближе, тот заказ и получит. Но тем не менее срывы периодически происходят - приезжают другие. И здесь, скорее всего, нет злонамеренных действий. А есть сбой программы агрегатора, когда первому водителю вдруг приходит отбой. Хотя этот отбой - ложный, добавляет Олег Амосов.

"И если программа зависла - предположим, у водителя плохой Интернет, и это происходит достаточно часто. Приходит заказ, и через какое-то время приходит: "Заказ снят". На самом деле, заказ не снят. Просто на этот заказ почему-то, хотя он вроде был за одним водителем, назначается уже другой водитель. У них система фильтров настроена, и где-то идет сбой".

В итоге к клиенту устремляются два такси. Тот первый, у которого заказ снят, но он об этом не знает, и второй - вновь назначенный. Заказчик в итоге теряется и думает, что его кто-то пытается обмануть. Что касается попыток проникновения в программную начинку агрегаторов неких хакеров от таксисткого бизнеса, то это практически исключено, отмечают специалисты. Защита там многоуровневая, не пробьешся. Зато можно попробовать обмануть геолокацию - дать не тот адрес, где машина находится реально, а тот, где таксисту хочется быть. В "хлебных" местах - например, в аэропортах. Такие доморощенные хакеры не стесняются рекламировать свои гаджеты в соцсетях.

"Самое главное, конечно - это фейк GPS. То есть у вас появляется приоритет. Вы - первый, кто ловит заказ в аэропорту. Вот, видите, вы можете сейчас в любой аэропорт поставить свою тачку. Программа абсолютно беспалевная. То есть на программном уровне, не парьтесь. Вас не спалят. Вё будет хорошо".
   
И вот к чему такой обман приводит. Свое собственное неудачное возвращение из аэропорта вспоминает директор по развитию телематической компании "Т1" Игорь Хереш

"Я ждал в итоге машину 25 минут. Хотя изначально мне один из агрегаторов, которым я постоянно пользуюсь, сказал, что машина приедет через 3 минуты. Это было Шереметьево, терминал "Д". Агрегатор видит данные машины фейковые, неправильные и, исходя из этого, подпихивает его мне. Таксист сказал, что на подъезде на пандус была какая-то очередь. Но только если бы это была очередь, я бы эти машины увидел перед ним, которые бы там в большом объеме пронеслись мимо меня. Но я этого не увидел". 

Как бороться с фейковой геолокацией? Это должно быть заботой самих агрегаторов. В противном случае они могут лишиться постоянных клиентов, полагает Игорь Хереш.

"Если изначально агрегатор послал вам, пассажиру, информацию, что такси будет через 3 минуты, а в итоге таксист начинает выполнение заказа через 25 минут, то это, понятно, что не 100 процентов, но 80 процентов, что таксист обманул агрегатора или таксомоторную компанию.  И если таких случаев - больше двух, например, или больше трех в месяц, тогда ему надо ставить крайне низкий рейтинг и вообще его не пускать в аэропорты, на самые "вкусные" заказы". 

Кстати, если таксисты массово обзаведутся такой вот фейковой геолокацией, то весь эффект приоритетного заказа тут же сойдет на нет. Когда рядом с вами на стоянке - все такие же хитрые, как и вы, то заказ именно вам вряд ли достанется. Форумчане приводят такую аналогию: это похоже на то, как если бы у задней двери советского гастронома стояла очередь за колбасой. Из блатных, но тоже - очередь.

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация