Неизвестная планета Бронислав Виногродский: первичная среда - это среда духа...
Программу "Неизвестная планета" ведёт Андрей Мартынов.
Гость программы – знаменитый философ и главный редактор журнала "Цигун" Бронислав Виногродский. Он так же, как и все другие люди, нет-нет, да интересуется проблемами здорового долголетия и возможностью жить столько, сколько хочешь. Не так давно Бронислав Виногродский сформулировал любопытную мысль, которую мы готовы обсуди ть. Мысль эта звучит примерно так: будущее – неизменно, единственное, что человек может изменить в своей жизни, – это своё прошлое...
Бронислав Виногродский: Есть две очевидных стороны этого вопроса. Сторона первая. Всё, что мы называем настоящим, – это уже прошлое. Стакан с водой, микрофон, в который я говорю, – всё это создано раньше. И, собственно говоря, это есть простая сторона. Меняя материальный мир, ты меняешь только прошлое. То есть, совершенно неизвестно, какое из этого будет вытекать будущее. Поэтому понимание того, как менять прошлое и с помощью чего его менять, как оно меняется: правильно и как неправильно, – невероятно важная вещь.
Сторона вторая. Менять необходимо осмысление происшедшего, ибо любое событие прошлого состоит, как и вообще всё сущее на этой планете, из трёх частей: идеального, материального и реального. В человеческом теле это сознание, душа (переживания) и тело. Тело состоит из ощущений. Душа содержит в себе разного рода переживания. Сознание есть дух, который и представляет собой будущее. То есть, дух – это будущее.
И вот на дух ты воздействовать не можешь, поэтому для того, чтобы действительно что-то изменилось в твоей жизни, тебе невероятно важно быть способным поменять чередование своих ощущений. В принципе, я ничего особенного не придумываю, просто пересказываю простым, обыденным языком, понятным человеку, мысли, которые были изложены в древнекитайских трактатах древнекитайскими мудрецами. В своё время покойный Хозе Аргуэльес (José Argüelles) сформулировал очень красивую мысль про майянский календарь и майянскую цивилизацию. Он сказал, что они были "time obsessed" ("одержимые временем"). Поэтому они и занимались календарём, так как календарь был неким очень важным инструментом для них, помогающим "рулить во времени".
Точно так же и китайская цивилизация была "absolutely time obsessed" ("абсолютно одержимой временем"), потому что время для них было некой первичной субстанцией и представляло собой дух.
- Возможность изменения прошлого… Первое, что приходит в голову, что речь идёт об интерпретации прошлого?
Бронислав Виногродский: Конечно.
- И это глобальные события, события не на уровне одного физического тела, одной семьи, а на уровне всех приключений, которые описаны в учебниках истории во всех школах мира. Берём ли мы Первую мировую войну, берём ли историю Советского Союза…
Бронислав Виногродский: Любого рода событийный кластер, назовём это так.
- А что там можно изменить?
Бронислав Виногродский: Переосмысливается значение, потому что суть – в вынесении оценок о происходящем, что создаёт возможность строить стратегии на будущее. Правильно оценённое произошедшее позволяет себя по-другому вести в будущем. Если ты смотришь в прошлое, ты по-иному оцениваешь связи и понимаешь, что другие ценности тогда ходили в отношениях между людьми, другие ценности были побуждающими. А это то, что даёт возможность переоценить прошлое, переоценить события.
Есть попытки переоценить мировые войны, переоценить революции, переоценить все события, которые происходили. Периодически кто-то приходит и говорит, что вот была такая-то оценка, но это неправильная оценка. И самое главное, что при этом ты понимаешь, что начинаешь по-иному считать предметы, меняется значение этих предметов. Выясняется, что самолётов у СССР было много к началу войны, но почему-то сначала летали только английские самолёты, полученные по лендлизу. А наши самолёты все посбивали в самом начале.
И сразу же оценивается по-другому и материальная реальность. Потому что вот эта самая материальная, вещественная реальность тоже значительно более пластична и податлива. То есть, я исхожу из того, что всё-таки первичной средой является среда духа, среда сознания. Наверное, у меня антинаучный подход, антипозитивистский такой, назовём его "квантованием". Вот призвал к себе в союзники квантовую физику на всякий случай, она вроде как авторитетная...
Я говорю о том, что первичен дух, и материя находится внутри духа, а не наоборот. Материя направляется духом. И высшее проявление духа – это способность человека осознавать себя и осознавать процесс своего познания.
- Хорошо. Но если мы забудем о мировых войнах, революциях, переворотах, открытии Колумбом Америки и открытии иезуитами Китая и попробуем перенести этот подход на осмысление событий жизни одного конкретного человека - рождение, учёба, женитьба, развитие бизнеса, - что это может дать человеку?
Бронислав Виногродский: Совершенно то же. Это же переосмысление! Когда у тебя появляется какая-то новая смыслообразующая модель, ты начинаешь по-иному оценивать все события своего прошлого, начиная от своего рождения. Да, есть какие-то целостные, крупные, масштабированные концепции. Например, наличие Божественного начала в мире или, наоборот, – позитивистская, материалистическая парадигма. Их существует немало...
Но человек нуждается в том, чтобы он мог создать целостную, непротиворечивую модель описания своей жизни. Я стою на позиции, что у человека есть внутренняя, экзистенциальная, сущностная нужда в этом. Пока он не создаст такую целостную модель описания своей жизни, ему дискомфортно и больно в этой жизни. Он только так может примириться с самим фактом своего существования. И поэтому он всё время пытается описать правильно то, что же с ним было, что же было в браке у него, какие были у него отношения с родителями...
Потому мы всё время уделяем большое внимание таким, казалось бы, бытовым вещам, кто, как к кому относился и относится. Это очень важная вещь на самом деле, потому что это есть поиск правильной модели осмысления. И если эта правильная модель находится, - а модель осмысления находится, так как многие люди сталкиваются с необходимостью решить проблемы своего тела и здоровья. Ибо тот способ жизни, тот набор образов жизни, который предлагается миром, не очень способствуют сохранению здорового состояния тела и духа в теле. Потому что не решает ничего ни отдельно спорт, ни отдельно питание. Более того, невероятно трудно создать целостную систему образа своей жизни, которая бы давала возможность поддерживать жизнь, накапливать вещество этой жизни в своём теле и быть способным длить его...