Хай-тек Магазин без продавцов по-шведски
Персоны
О новинках из области высоких технологий - Николай Гринько в рубрике на "Вестях ФМ".
Шведская компания Wheelys запустила в Шанхае пилотный проект "Магазин без продавцов". Чтобы попасть в такой магазин, покупателю нужно сначала установить на своем смартфоне приложение, обеспечивающее доступ, а затем посетитель просто берет понравившийся товар и сканирует его штрихкод. На выходе стоимость приобретённого товара автоматически списывается с банковского счета клиента с помощью того же приложения. Чтобы у недобросовестных покупателей не возникло желание позаимствовать что-то бесплатно, видеокамеры ведут постоянное наблюдение. Магазин работает круглосуточно и без выходных. Компания запатентовала свою технологию и планирует в будущем продавать лицензии на ее использование, причём она может быть интегрирована и в уже работающие торговые центры. Разработчики технологии сравнили значение своего продукта для розничной торговли с тем, что Uber сделал для сферы пассажироперевозок в такси. Интерес к магазину без продавцов сейчас настолько велик, что приходится заранее оставлять заявку на сайте – это избавляет от обычных зевак и открывает путь истинным покупателям.
Коллектив редакции нашей программы считает, что рано или поздно все магазины будут работать по такой схеме – вошел, взял, что нужно, деньги за товар списались со счета. Конечно, не исключены какие-нибудь ошибки, но эти проблемы со временем решатся и магазины останутся без продавцов. Связано это с экономическими причинами: меньше персонала - меньше затрат. Однако мы никак не можем взять в толк, каким образом шведской компании удалось запатентовать эту идею – мы уже рассказывали, что магазин без продавцов построен и запущен, пусть и в тестовом режиме, компанией Amazon. И технические подробности совпадают чуть более, чем полностью: установка приложения, идентификация по смартфону, автоматическое списывание средств со счета. Единственное отличие - в том, что в магазине Amazon покупателю не нужно даже самостоятельно сканировать товар, за него это делают множество камер и беспроводные метки. Неужели замена одного-единственного элемента технологии на более неудобный позволяет регистрировать идею, как собственную? При таких условиях мы можем взять электромобиль Tesla, заменить в нем, скажем, сиденья на табуретки и получить на него патент, а затем требовать отчислений от всех автопроизводителей. Конечно, мы так поступать не станем. Хотя…