Хай-тек Регулировщик – хорошо, светофоры – лучше
Персоны
Рубрика Николая Гринько на "Вестях ФМ".
В Китае начали тестировать человекоподобных роботов, которые регулируют дорожное движение с помощью жестов. Власти Ханчжоу запустили испытания робота-регулировщика на одном из загруженных перекрестков города. Разработчики исходят из того, что работа регулировщика остается тяжелой и небезопасной, а потому ее логично автоматизировать. Робот установлен на колесной платформе, имеет яркую окраску и проблесковые маячки. Он управляет движением с помощью жестов рук, подает звуковые сигналы, свистит для привлечения внимания и делает голосовые замечания нарушителям. Устройство синхронизируется с городской системой управления трафиком и может работать в связке со светофорами. Кроме того, робот фиксирует нарушения ПДД: распознает пешеходов, переходящих дорогу в неположенном месте, и водителей двухколесного транспорта без шлемов. Пока набор жестов робота ограничен, но разработчики рассчитывают расширить его за счет дообучения языковой модели.
Коллектив редакции нашей программы поясняет. В правилах дорожного движения подавляющего большинства стран до сих пор упоминается даже гужевой транспорт. Но если встретить запряженную лошадь на дороге сегодня практически невозможно, то регулировщики никуда не делись – они помогают водителям в случае заторов, поломок светофоров и так далее, а где-то есть перекрестки, на которых живые люди работают на постоянной основе, особенно в азиатских странах. Поэтому заменить дорожных полицейских роботами – совершенно логичная и здравая идея.
Правда, на первый взгляд тут скрывается неочевидная проблема, тоже связанная с технологическим прогрессом: на дорогах появляется все больше автомобилей с автономным управлением (в той или иной степени). В их программах, разумеется, есть алгоритмы взаимодействия с живыми регулировщиками – искусственный интеллект, обнаружив полицейского, способен распознать его жесты и следовать этим командам. Но если вместо человека на перекрестке будет стоять робот, подающий такие же знаки, будет ли автопилот подчиняться им? Нужно ли будет внести в его память информацию о том, что регулировать движение жестами может не только человек, но и машина?
К счастью, у китайских разработчиков есть ответ и на этот вопрос. Компания XPeng, тестировавшая автопилот третьего уровня на дорогах общего пользования, показала работу своей системы в реальных городских условиях. Во время ночных испытаний автомобиль с автопилотом обнаружил робота-регулировщика. Бортовая система распознала жесты, самостоятельно остановилась, а затем продолжила движение после разрешающего сигнала, и все это – без вмешательства человека.
Возникает только один вопрос: а зачем вообще делать робота-регулировщика человекоподобным? Можно же построить автономный светофор, который в случае чего выкатывается на дорогу на колесиках. И энергии ему понадобится меньше, и водителям привычнее, да и стоить он будет дешевле. Логично же! Хотя…