Авторские материалы Зинаида Серебрякова: дневник наблюдений
Персоны
Третьяковка приглашает на Серебрякову. Выставка работ одной из первых женщин-художниц в России открылась в Инженерном корпусе Третьяковской галереи. Знаменитые автопортреты, неизвестные полотна парижского периода, бельгийские панно, этюды из путешествий - невероятная судьба художница отражена в ее картинах. На выставке побывала корреспондент "Вестей ФМ" Анна Владимирова.
Она рисовала крестьянок и балерин, писала портреты, пейзажи и натюрморты. Потомственная художница из династии Бенуа-Лансере, воспитанная в любви и неге, после Революции Зинаида Серебрякова научилась творить, чтобы зарабатывать. Среди 200 работ экспозиции одна половина принадлежит к ее ранней, российской поре, другая - к периоду эмиграции. Рассказывает генеральный директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова:
"Эта выставка, мне кажется, ставит очень много вопросов, она не дает ответы. Она являет очень интересный художественный феномен и показывает, что произошло, когда художница переехала в Париж. Интересно следить за тем, что ее интересовало, как она могла воплощать красоту человеческого тела, красоту и внутреннюю наполненность человеческого лица".
Она как будто вела дневник наблюдений за жизнью в красках, выбирая в натурщики подруг-гимназисток, своих детей, дворовых крестьян. Серебряковой было 24 года, когда Совет Третьяковки купил 3 ее картины, в том числе знаменитый автопортрет - "За туалетом". На нем юная художница прихорашивается перед зеркалом - волна каштановых волос оттеняет молочную кожу, тонкое лицо озаряет счастливый взгляд. Это только начало жизни, творчества и любви. Пройдет 8 лет, и она потеряет мужа, родное имение и, разлученная со старшими детьми, будет вынуждена уехать во Францию. Рассказывает представитель Зинаиды Серебряковой в Париже Павел Павлинов:
"Нужно было зарабатывать деньги. Теперь нужно было писать не тех людей, которых она хотела, а тех, которые платили. Это абсолютно другие портреты в отношении чувства. Если мы возьмем дореволюционных крестьянок - с большими открытыми глазами, такие розовощекие, радостные - написаны они в более легкой манере. В парижском периоде уже приходилось немножко делать так, как этого хотели заказчики. Не полностью адаптируя под их желания, но все-таки делать немножко более лощеные формы".
Вопреки надеждам вернуться в Россию Серебряковой не удалось. Старшие дети росли без нее, поначалу даже без права переписки. От "вируса" ностальгии художница спасалась работой. В последние годы, когда ей было трудно выходить из мастерской, она рисовала натюрморты, а также верных друзей и заказчиков, которые не оставляли ее, улыбается куратор выставки Татьяна Ермакова:
"Например, там есть портрет Сержа Лифаря, который был ее гостем однажды. Она все время искала эту натуру и людей. Даже делая заказные портреты, она делала несколько вариантов. Она так быстро всегда рисовала, что сохранялись десятки почти завершенных портретов одного и того же лица. Какой-то уходил к заказчику, а какие-то оставались в ее наследии".
Серебрякова много путешествовала: на выставке есть ее этюды из поездок в Италию и Марокко. Отдельно представлено уникальное бельгийское панно - единственный, но удачный дизайнерский проект художницы.