Авторские материалы По отработанной методичке: противостояние в Грузии
Персоны
Президент Грузии призывает школьников выйти на акции протеста, говорит, что все проходит мирно и революции не будет. Но Тбилиси полыхает уже пятую ночь подряд, улицы в дыму, а спецназ каждую ночь разгоняет разбушевавшуюся толпу, которая пытается поджечь парламент и строит баррикады. Аналогии с майданом проводят уже даже западные СМИ. Хроники противостояния избранного парламента и президента, не признавшего выборы, – в материале Александра Ельшевского.
Огонь затухает под струями брандспойта в руках спасателя. Он тушит подожжённые протестующими в Тбилиси баррикады и кучи мусора, неизбежные спутники любых беспорядков и цветных революций. Чтобы сохранить город от большого пожара, каждую ночь после разгона очередной акции протеста приходится тушить десятки таких очагов возгорания.
Ради этого праздника непослушания оппозиция начинает собираться около 7 вечера, распаляется через пару часов, начинает прыгать на оцепление и ближе к полуночи расходится на полную катушку. Алкоголь для согрева – а ночи сейчас прохладные, и заводилы в толпе делают свое дело. А когда в полицию начинают лететь бутылки с зажигательной смесью и камни, начинается разгон. Строй силовиков рассекает и вытесняет толпу, в ход идут водометы и газ. Часам к трем ночи расходятся даже самые заводные.
Все по методичке и технологии, отработанной в десятке стран. Цветная революция на майдане – во всей красе. И параллели с майданом, несмотря на вялые протестующие голоса из Киева, проводит уже и западная пресса. The Economist пишет, о том, что все происходящее отлично перекликается. При этом издание указывает, что украинский майдан привел по итогу к войне, поэтому у многих грузин подобные аналогии "вызывают тревогу".
А президент Саломе Зурабишвили, напротив, активно выступает за протесты, ведь они могут удержать ее у власти. Говорит, что все очень мирно и грузинское общество требует перевыборов, потому что у них что-то там украли. То ли свободу. То ли выборы, то ли свободу выбора. Хотя по сути речь идет о том, что результаты прошедших выборов не выгодны конкретно ей и той части грузинских политиков, которые сделали ставку на сближение с Евросоюзом и под это получили неплохие деньги.
Протесты во многом стартовали именно после того, как победившие силы объявили о приостановке переговоров о вступлении в ЕС и моратории на те самые гранты со стороны Запада, которые кормили очень многих деятелей нынешнего протестного движения. И в итоге все переросло в противостояние с десятками пострадавших.
Но президент Зурабишвили пытается убедить всех, что это просто мирное волеизъявление и попутно призывает присоединиться к этим беспорядкам школьников. Подставить под дубинки детей, проще говоря. И взвинтить ожесточение. Раздув скандал и истерию после первой же разбитой головы подростка. И тогда уже мало кто будет разбираться, кто больше виноват – силовик, не разглядевший в дыму и бесконечных лазерных лучах, специально ослепляющих спецназ, кто перед ним, или те, кто привел подростка на заклание.
А тут еще всплыла запись разговора с митинга. Телеканал Imedi распространил скандальные кадры, на которых четверо людей в масках, в глубине рядов протестующих говорят о том, что все выдыхаются и нужна жертва на акциях, чтобы люди не выдохлись а продолжали с новой силой.
"Нам нужен труп, иначе люди больше не выйдут на этот "мирный митинг".
Информацию дал правительственный канал и ее быстро подхватили СМИ. И это может быть одной из контрмер против информационной волны, развернутой в поддержку протестов. Обращение Зурабишвили копирует листовки с майдана образца 2014 года. И в целом все развивается по тому сценарию.
Но пока западные аналитики считают, что вероятность коллапса власти по сценарию украинского майдана в Грузии невелика, поскольку правящая партия полностью контролирует правительство, а чиновники и силовые структуры сохраняют ему преданность. Экономист в той же статье пишет, что признаков нелояльности среди полиции нет, а подготовленная НАТО армия остается в казармах. "Грузинская мечта" твердо контролирует государственное телевидение и использует его для влияния на мнение избирателей в сельской местности.