Отзвуки театра с Александром Калягиным Вениамин Смехов: "Это было время надежд"
Персоны
В гостях – Вениамин Борисович Смехов, советский и российский актёр театра и кино, сценарист, режиссёр телеспектаклей и документального кино, литератор, лауреат художественной премии "Петрополь" (2000 год), лауреат Царскосельской художественной премии (2009 год). Родился 10 августа 1940 года в Москве. В 1961 году окончил театральное училище им. Щукина. С начала 1990-х ставит драматические и оперные спектакли в России и за рубежом, преподает актёрское мастерство. Отказался от звания народного артиста РФ, которое было ему предложено к 70-летнему юбилею.
Александр Калягин: Ты каким-то образом ушёл из Театра на Таганке, будучи абсолютно востребованным актёром этого театра. Каким образом это случилось?
Вениамин Смехов: Эта история связана с политическим энтузиазмом, которого у нас было больше, чем нужно в то время. Это – крутой перекрёсток жизни, когда политика была страшной болезнью, когда Любимова выдворили из страны, а другого гения тетра Эфроса уговорили или, скорее всего, велели скрыть факт его прихода в театр. Он, как мы теперь понимаем, был уверен, что будет творить дальше в категории искусства, но столкнулся с политикой, что очень дорого стоило всем нам. Интеллигенцию тогда сильно дезинформировали.
Анатолия Васильевича не стало через три года – и для нас это был настоящий шок. Эфрос был лучшим режиссёром страны, и он это знал. Я был обязательным посетителем всех премьер, включая мхатовские… Всё это – больная тема для меня до сих пор.
Когда в страну вернулся Любимов, я увидел в его руках журнал "Театр" со статьёй "Слава горбачёвскому времени", где о русском эмигранте уже можно было написать не гадости, а правду. Там были положительные слова об Эфросе, о Любимове и Высоцком…
Это было время надежд! Любимов в итоге вернулся в Театр на Таганке, ему тогда очень помог Николай Губенко. Вся страна потеряла Эфроса, а Любимова вернули.
Но дальнейшая жизнь в театре мне показалась рутинной. Любимов предложил меня ввести в какие-то спектакли, у меня было много предложений из-за границы, в связи с которыми я объяснил Юрию Петровичу свои предпочтения. Я могу туда-сюда ездить, приезжать и играть "Дом на набережной", "Мастер и Маргариту", а потом уезжать. Так продолжалось до 1998 года, когда я, возвращаясь из Франции, Израиля, Америки и Германии, где ставил разные спектакли, приезжал сюда и выходил на сцену. Однажды это Юрию Петровичу или, скорее, его жене, не понравилось, но это уже наши закулисные дела...
Полностью беседу с гостем слушайте в аудиофайле