Картинка

Завтра в мире Проект "Кванториум"

26 июля 2017, 19:28

Программу "Завтра в мире" ведёт Лариса Катышева.

В первой части программы о новых подходах в образовании, в результате которых должны появиться именно те специалисты, которые нужны в нашем будущем, мы говорим о том, чем занимается сеть технопарков "Кванториум" ("Kvantorium"), как они уже сейчас могут помочь нашим школьникам и каковы их творческие планы.

В студии – заместитель генерального директора Фонда новых форм развития образования Максим Инкин.

Вы, собственно, напрямую занимаетесь будущим, потому что образование – это про детей и про будущее. Чему научите, так и будет. Это так?

М. Инкин: Безусловно, дети – это наше будущее, поэтому мы видим своей целью создание максимально эффективных условий для их развития.

Фонд новых форм развития образования – это тоже точно про будущее. Потому что для того, чтобы быть в будущем, нельзя учить в школах, которые образовались по образцу 80-х годов XX века. Мне про всё интересно. И про то, какие у вас там новые формы развития образования? Каким вы видите образование? Но вопрос будет сразу про целеполагание. Вы каких детей хотите вырастить? Каким должен быть современный успешный человек для того, чтобы быть успешным? Какими компетенциями он должен обладать?

М. Инкин: Особенностью нашего проекта является то, что мы не про индивидуальное развитие, а про командообразование, потому что в этом мы видим перспективу развития. Дальше наши обучающиеся должны обладать продуктовым мышлением, критическим мышлением и уметь разделить проект на конкретные задачи, которые будут решаться и приведут к эффективному результату.

А что такое продуктовое мышление?

М. Инкин: Это когда мы не изобретаем просто потому, что придумали, а понимаем, для чего это нужно и какой выйдет продукт, который будет результатом этого изобретения.

В нашей стране с этим всегда было непросто. Потому что у нас совершенно замечательные бескорыстные люди. И этим они хороши. Придумывают, потому что так просит душа. Они что-то изобретают, но потом мы всё это где-то закупаем. Так получается. То есть, вы решили практически поработать с российским менталитетом?

М. Инкин: Да, потому что в последнее время мы видим, что государство обращает особое внимание на развитие науки и технологий. И они должны развиваться не просто так, а в приложении к каким-то определённым сферам.

Ну и как вы решаете эту задачу у себя?

М. Инкин: Особенностью нашего образовательного процесса является то, что в образовании активное участие принимают представители реального сектора экономики: сотрудники и инженеры ведущих предприятий и заводов.

А вы где образованием занимаетесь? У вас что есть?

М. Инкин: У нас есть сеть площадок. Детский технопарк "Кванториум" – это такая площадка, которая оснащена высокотехнологичным оборудованием, где дети в форме проектной деятельности занимаются дополнительным образованием. Есть два направления:  научно-исследовательское и инженерно-изобретательское.

И как туда дети попадают?

М. Инкин: У нас сейчас действуют 24 площадки в 19 регионах РФ. До конца 2017 года появятся ещё 17 площадок. В настоящее время цель – охватить все 85 субъектов РФ. Каждая площадка, так как допобразование – это полномочия субъектов РФ и муниципалитетов…

То есть, это они у себя всё это организовывают на свои средства?

М. Инкин: Да. Но насчёт средств не совсем так. В Министерстве образования и науки РФ существует государственная программа развития образования, в рамках которой предусмотрены мероприятия по созданию детских технопарков "Кванториум". РФ в лице Минобрнауки выделяет субсидию субъекту РФ на оснащение этой площадки, а у субъекта есть обязательства: 1) софинансировать эту закупку оборудования на протяжении не менее трёх лет; 2) содержать эту площадку и 3) привлекать партнёрами реальный сектор экономики.

Самый удачный "Кванториум", который вы сейчас в стране запустили? И желательно не из Москвы?

М. Инкин: Все площадки очень своеобразные. Прекрасные "Кванториумы" открылись в Липецке, Московской области в городе Королёве, который станет центром компетенций по космонаправлению совместно с "Роскосмосом". Они очень заинтересованы в этом проекте и активно участвуют. В Томске прекраснейший технопарк, в Красноярске. На Северном Кавказе отличные технопарки (в Чечне и в Кабардино-Балкарии).

Как туда дети попадают?

М. Инкин:  Дети записываются…

Можно с улицы прийти и сказать, что я хочу быть будущим инженером-изобретателем?

М. Инкин: Да. Единственное, понятно, что есть ограничение. У каждого субъекта средства рассчитаны на определённое количество детей. И если уже записались желающие и все возможности исчерпаны, то такая возможность появится только после того, как эти дети завершат обучение.

А сколько длится обучение?

М. Инкин: Вводный модуль у нас рассчитан на 72 часа. Это где-то 3-4 месяца в зависимости от интенсивности. У нас есть сейчас 12 направлений. Это "Автоквантум", "Аэроквантум", "Биоквантум", "Нейроквантум", "Наноквантум", "Промышленный дизайн", "Виртуальная и дополненная реальность", "Космоквантум", "Геоквантум", "Робоквантум", "Лазерквантум", "IT-квантум" и обязательная часть каждого технопарка – это "HiTech-центр". В начале, на протяжении этих 72 часов, дети погружаются в направления. Но отличительная особенность, что они не приходят и не занимаются только теорией, а их занятия включают в себя сразу практическую деятельность. И результатом каждого образовательного модуля есть какой-то реально ощутимый проект, что очень важно для ребёнка и что будет способствовать его дальнейшему стремлению к развитию.

Ну, конечно. Потому что он тоже должен что-то иметь в руках, чтобы показать и почувствовать драйв. Всё-таки это для ребёнка. А для вас? Вы когда поймёте, что проект удался? Что для вас является таким показателем? Количество проектов или изменения в сознании будущего поколения, которые вы хотите как-то замерять?

М. Инкин: Мы хотим достичь именно нового сознания, нового отношения к деятельности. И здесь "Кванториум" является лишь нашим стартовым проектом. Проектом были очень чётко подмечены болевые точки и зафиксировано, что в последние годы после распада СССР научно-техническое творчество начало сильно терять в своих показателях. И это связано, прежде всего, с тем, что эти программы довольно дорогие. Соответственно, очень нужно и важно развивать художества и искусство, культуру и спорт, но с точки зрения затратности исследования и изобретательство требуют, конечно, немного больших ресурсов.

Я правильно понимаю, что если мы говорим о профессиях будущего, то в списке таких профессий как раз изобретатели и инноваторы?

М. Инкин: Можно и так сказать. Мы прекрасно видим тенденцию последних лет. Если раньше люди рождались, получали профессию от своих родителей, шли с ней по жизни и передавали её из поколения в поколение, то сейчас динамика такова, что в Европе люди более 5-6 раз в своей жизни меняют свою профессию. В РФ этот показатель уже равен 3-4 профессиям. Рынки меняются, условия меняются, поэтому учить людей каким-то определённым, так называемым "хардовым" навыкам и умениям работать на конкретном оборудовании, не совсем целесообразно. Мы хотим путём обучения детей "хардовым" навыкам на современном высокотехнологичном оборудовании привить им те самые мягкие, гибкие навыки, которые позволят им перестраиваться и адаптироваться под постоянно изменяющиеся условия.

То есть, самое главное, чему мы должны научить своих детей, это…

М. Инкин: Это умению принимать решения, ставить цель, понимать, как её достичь и понимать, для чего это нужно. И очень важным навыком будет, конечно, командообразование, то есть умение работать в команде. Очень интересно смотреть, когда дети в рамках наших программ формируют свои команды. Завершая обучение по конкретной программе, они формируют так называемое "межквантумное" взаимодействие, когда одни дети отучились по одному направлению, а другие – по другому, создают команду и участвуют в различных конкурсах и олимпиадах.

Какие у вас творческие планы?

М. Инкин: Творческие планы у нас огромные. Мы сейчас запускаем конкурс, который называется "Кванториада", состоящая, во-первых, из решения теоретической части, во-вторых, дети по итогам успешного решения формируют команды и создают какой-то свой проект на месте. Дальше они приезжают на финальный этап, где у них появляются новые вводные, и они на месте в составе этих команд в течение трёх дней должны доработать свои проекты и представить свои изобретательские решения. Здесь победителей и проигравших как таковых нет. Все, кто справился с проектом, те и победители. Потому что инженерия – это такая история, где не совсем важно быстрее, выше, здесь и сейчас. Доработка может быть бесконечно долгой.

Полностью беседу с гостем программы слушайте в аудиофайле.

Завтра в мире. Все выпуски

Все аудио
  • Все аудио
  • Завтра в мире
  • "Стартап дня"

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация