Картинка

Отзвуки театра с Александром Калягиным Ирина Мирошниченко: "Играть чеховских героинь – моя судьба"

30 июля 2017, 11:30

Персоны

Александр Калягин: У нас в гостях народная артистка России Ирина Петровна Мирошниченко. С этой прекрасной актрисой я проработал в Московском художественном театре почти 30 лет, поэтому позволю себе перейти на "ты". Ирочка, чем сейчас занимаешься, где и что играешь?

Ирина Мирошниченко: Всегда сияющая, всегда летящая, всегда сверкающая Мирошниченко… Обо мне всегда говорили, что я - самая красивая, самая счастливая, самая удачливая. Но это были лишь внешние признаки. Люди не знали, что происходит внутри. Сейчас я тоже изо всех сил пытаюсь поддерживать этот имидж и не разочаровывать своего зрителя, хотя жить стало труднее – добавились болячки, проблемы, беды, горести, порой одиночество, порой неуверенность в жизни и непонимание того, зачем ты всем этим занимаешься, включая свою любимую профессию. Порой чувствуешь отчаяние, которое подступает как ком к горлу. Это бывает, но….

Однажды мне необходимо было измерить давление, и я поднялась к соседке. Дверь открыла старенькая женщина в очках с линзами, хроменькая медсестра-пенсионерка. Какая же потрясающая чистота была в её квартире! Как всё сверкало вокруг! Она рассказала мне, что сама моет окна, сама убирается. После того, как она помогла мне измерить давление, я спросила: "Как же Вы держитесь?". И она ответила: "Меня, Ирочка, в детстве научили говорить то, что я до сих пор помню". Подойдя к иконе Спасителя, она сказала: "Господи, ну обопрись на меня, я тебе помогу!". Я сначала опешила, а потом поняла фантастическую психологическую точность сказанного: "обопрись на меня" означает, что Ему ещё хуже. И соседка, вроде бы, в трудную минуту, когда она сама должна просить о помощи, вдруг обретает силу и произносит эти слова… Если мне становится совсем паршиво, я начинаю приблизительно так думать: всегда есть люди, которым ещё хуже, чем тебе самой<...>

На сцене Московского художественного театра я играю уже более 40 лет. Меня приглашают работать в антрепризах, но я поняла, что нигде кроме МХТ, играть не могу. Петь могу где угодно, хоть в цеху, хоть на площади, но играть – нет. Сцена для меня сакральна – подмостки, кулисы, запах – всё обожаю! Этот дом – мой дом и не хочу никакого другого. Мне не комфортно играть в других театрах. Честно…

На протяжении всех 40 лет я играю чеховских героинь и думаю, что это судьба... Одними из моих первых ролей были Ольга в "Трёх сёстрах" и Маша в "Чайке". Редко кому из актрис XX века удавалось сыграть все восемь женских ролей из чеховского репертуара на сцене Художественного театра в манере именно этой театральной школы. До меня их исполняли только Книппер-Чехова, Тарасова, Степанова, Маргарита Юрьева и Татьяна Васильевна Доронина.

Чеховские героини, по сути, это – одна женщина, с разными гранями: где-то смешная, где-то трагическая, где-то влюблённая… Мы проживаем все эти чувства за одну жизнь. Все аспекты женского счастья и горя соединяются в этих героинях как в калейдоскопе, чтобы охарактеризовать образ русской женщины XIX века, удивительно благородной<...>

Полностью беседу с Ириной Мирошниченко слушайте в аудиофайле

Отзвуки театра с Александром Калягиным. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация