Интервью Все знали, что речной вокзал в Твери рухнет, и все молчали
Персоны
Архитектурные памятники в регионах – как с ними быть? Охранять, реставрировать, спасать – сколько денег это требует? В Твери рухнул речной вокзал – поддерживать пустовавшее здание оказалось слишком дорого. В каком состоянии другие исторические монументы по всей России? Стоит ли тратиться на них, когда есть другие нужды? Об этом Руслан Быстров беседовал с главным редактором сайта “Хранители наследия”, координатором общественного движения “Архнадзор”, краеведом Константином Михайловым, кандидатом исторических наук, экспертом ОНФ Анной Давыдовой и искусствоведом Михаилом Ершовым в эфире радио "Вести ФМ".
БЫСТРОВ: Всем здравствуйте. В студии радиостанции "Вести ФМ" Руслан Быстров. Мы начинаем цикл программ, посвященных жизни в российских регионах. Вот вы знаете, как-то мы привыкли, что все основные события происходят здесь – в пределах Садового кольца, ну в лучшем случае – в пределах МКАД. Все лучшие люди здесь, в Москве. Но, поверьте мне, поверьте моему опыту, это далеко не так. И я попытаюсь вам доказать это в ходе наших программ. В регионах очень много талантливых людей, очень много креативных решений, но много и проблем. Вот одна из таких проблем и стала поводом для нашей сегодняшней программы.
Но "проблема", наверное, это даже как-то не очень звучит, неправильно, поскольку это трагедия настоящая. Она случилась в Твери, в этом славном городе. У всех на глазах средь бела дня рухнуло историческое здание речного вокзала. Здание 1938- года постройки, в последнее время было заброшено и не использовалось. Но это уникальное сооружение. Если у вас есть время, не пожалейте его и посмотрите в Интернете фотографии внутренних интерьеров. Это бесконечный каскад лестниц, ну это просто потрясающее что-то. Вот этого здания больше нет – символа города, который красовался на всех открытках, теперь вот Тверь осталась без своего самого узнаваемого здания. Поэтому мы сегодня будем говорить об историческом наследии в регионах, об исторических зданиях, как их спасать, надо ли это делать вообще и за счет чего, и что мы можем для этого с вами сделать.
У нас гости сегодня, их очень много, и я с удовольствием представляю. В студии – главный редактор сайта "Хранители наследия", координатор общественного движения Архнадзор, краевед Константин Михайлов. Константин, приветствую вас.
МИХАЙЛОВ: Здравствуйте.
БЫСТРОВ: Тверь, конечно же, у нас на проводе. Искусствовед, краевед Михаил Ершов. Михаил, приветствую вас.
ЕРШОВ: Здравствуйте. Ну вот попытаюсь доказать, что если не на Марсе, то по крайней мере в российской провинции какая-то жизнь есть.
БЫСТРОВ: И Нижний Новгород. Мы с удовольствием познакомимся с опытом этого города. У нас на прямой связи – кандидат исторических наук, представитель общественного градозащитного движения "Спасград" Анна Давыдова. Анна, и вам здравствуйте.
ДАВЫДОВА: Здравствуйте.
БЫСТРОВ: Михаил, давайте начнем, конечно же, с вас, с самых горячих новостей вокруг Речного вокзала. Последние сообщения какие из Твери, что там сейчас происходит?
ЕРШОВ: Ну, вот никакими горячими новостями не могу вас обрадовать. Знаете, это как вот была такая фраза: Что случилось с речным вокзалом? – Он рухнул.
БЫСТРОВ: Понятно. Но есть ли какие-то разговоры местных чиновников, что будет дальше на месте речного вокзала? Я читал, что вроде как собираются его восстанавливать.
ЕРШОВ: Собственно говоря, когда происходят такие трагические вещи, по крайней мере в провинции, вот до сих пор чиновники реагируют именно таким образом. Что они имеют в виду под этим – понять очень сложно, тем более ситуация действительно очень непростая. Действительно это здание было построено в начале 30-х годов, в 1938 оно вступило в строй.
Для Твери это уникальный памятник, по России еще есть такие, памятник, который сочетает элементы конструктивизма, легендарного авангардного стиля начала XX века с неоклассицизмом, но не со сталинским ампиром, это очень важно понимать. Поэтому здание более живое, в нем есть какие-то элементы, которые сегодня можно назвать даже постмодернистскими. Потому что в центре ротонда, даже не ротонда, а система ротонд. Опирается это все на имитацию таких вот купеческих лабазов и торговых рядов XIX века. От здания отходят крылья, которые похожи, ну вы знаете, на такие южные приморские крепости. Так вот, центральная ротонда, она обрушилась, и, в общем-то, сейчас в здании зияет огромная дыра, и видно, что, так сказать, восстанавливать это все очень сложно. Естественно, работают какие-то комиссии, к делу подключился даже Следственный комитет, чтобы выяснить, собственно говоря, почему оно рухнуло, и, наверное, что послужило тому причиной и кто виноват.
Полностью слушайте в аудиофайле
Интервью. Все выпуски
- Все аудио
- Григорий Заславский. Все интервью