Авторские материалы Образовательная "ярмарка тщеславия" закрылась

2 сентября 2017, 05:18

Персоны

С 1 сентября в Москве исчезли лицеи и гимназии. Все столичные образовательные учреждения в новом учебном году будут называться просто школами. Почему произошла унификация и как отразится отказ от престижных наименований на преподавателях и учениках, расскажет корреспондент "Вестей ФМ" Ольга Матвеева

В этом учебном году в школьной программе много обновлений: учебники и журналы станут электронными, а доски в классах - виртуальными. Изменятся программы обязательных уроков и факультативных занятий.

Правда, в Москве ученики и их родители на торжественной линейке столкнулись с еще одним сюрпризом: все столичные образовательные учреждения отказались от престижных наименований - таких, как лицей или гимназия. Теперь место, где дети получают знания, именуется просто школой. Как разъяснили эксперты, решение об унификации вовсе не означает снижение качества образования. Скорее, это объясняется стремлением предоставить всем школам Москвы равные возможности, говорит директор школы №1468, председатель молодежной Ассоциации руководителей образовательных организаций Илья Бронштейн.

"Название школы есть не что иное, как самоназвание. Можно назвать школу номером таким-то, можно назвать "гимназия" или "лицей". Никакого отношения к финансированию или реализации образовательных программ данное название уже не имеет. Поэтому директора и приняли для себя такое решение - что все будут называться школами. Это честно, это отражает суть нашей работы. Никакого влияния на качество образования название организации в данном случае не имеет". 

До 2012 года львиная доля бюджета на образование в Москве уходила как раз в гимназии и лицеи. На одного ученика в год там тратили около 120 000 рублей. При этом обычные школы жили гораздо скромнее. Траты на каждого ребенка были вдвое ниже - всего 63 000. Но после принятия закона о нормативно-подушевом финансировании все образовательные учреждения в этом плане уравняли. Примерно одинаковыми стали и зарплаты учителей. Дополнительные бонусы и субсидии теперь необходимо заслужить. Например, если в школах много факультативов и внеклассной деятельности. Хорошим показателем также является уровень ЕГЭ и призеры олимпиад. По этим критериям составляется рейтинг столичных учебных заведений. Руководитель Всероссийского общества защиты прав потребителей образовательных услуг Виктор Панин считает, что на лидирующих позициях в последние годы оказываются как раз простые школы, а не гимназии или лицеи.

"В свое время это была так называемая ярмарка тщеславия - школа с углубленным изучением того-то или сего-то. Потом гимназии появились, лицеи. Кто-то из руководителей этих структур раздувал щеки, а, по сути, качество образования было не таким высоким. Во многом все зависит от руководителя школы, от директора и от того, насколько грамотно он умеет распоряжаться бюджетными средствами. Директора развивают в своих школах допобразование - по сути, это и допфинансирование, оно достаточно серьезное на сегодняшний день, цифры там круглые". 

Одними из лучших общеобразовательных заведений Москвы по праву считаются лицей №1535, школа №179 и №57. Их ученики отдыхают всего один день в неделю - в воскресенье. В школах преобладают математические классы. А по некоторым предметам преподают материал первых курсов университета. Также частыми призерами всероссийских школьных олимпиад являются воспитанники лицея Академии при президенте России и лицея Высшей школы экономики. Правда, здесь обучение - только для школьников 10 и 11 классов. Эти заведения относятся к подразделениям вузов, поэтому называться они будут так же, как и раньше. По мнению директора Санкт-Петербургского лицея №369 Константина Тхостова, среди образовательных учреждений должно быть качественное разнообразие, ориентированное на всех учеников, в том числе и одаренных.

"У нас физико-математический президентский лицей №239 второй год подряд является безоговорочным лидером всероссийской системы образования. Он стоит номером 1 в топ-500 лучших образовательных учреждений РФ. Мне кажется, это - наглядное доказательство того, что в российском образовании многоликом, многогранном, всестороннем должно быть место и для особых учреждений со статусом для детей, которые готовы посвятить себя изучению дисциплин на повышенном уровне".

При этом эксперты отмечают, что никто не запрещает школам реализовывать программы по углубленному изучению различных предметов. Учреждение также может создать гимназические, лицейские классы и открыть профильное обучение. Все зависит только от фантазии и заинтересованности педагогов и директоров школ. 

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация