Картинка

Железная логика Реальных соперников у Меркель нет

22 сентября 2017, 14:07

Персоны

Выборы в Германии. Гость - Екатерина Тимошенкова, заместитель руководителя Центра германских исследований Института Европы РАН.

Ведущие "Вестей ФМ"Сергей Михеев и Сергей Корнеевский.

МИХЕЕВ: Раньше было достаточно просто прогнозировать, а сейчас – большая доля неопределившихся. С чем это связано?

ТИМОШЕНКОВА: Этому есть несколько причин. Во-первых, если есть "Альтернатива для Германии", то вопрос, есть ли альтернатива для Ангелы Меркель. Две народные партии – ХДС и СДПГ – у них очень близкие избирательные программы и вообще очень близкая политическая ориентация из-за того, что они долго пребывали в одном правительстве "большой коалиции" за счет того, что Ангела Меркель успешно совершила поворот влево, лишив социал-демократов избирательной базы. Получается, происходит стирание между двумя классическими противниками – между социал-демократами и христианскими демократами.

МИХЕЕВ: То есть размывается база электоральная!

ТИМОШЕНКОВА: Электоральная база уже давно размывается – уже размываются их программные заявления, и избирателю все сложнее понять, за кого же они голосуют и кого они, в итоге, выбирают.

Есть ощущение некоей безальтернативности от самой Ангелы Меркель. Например, в ее Союзе претенденты-то всегда есть на чужое место, но реальных соперников Ангелы Меркель нет. Второй момент – вот эта "Альтернатива для Германии". Она отбирает голоса, но спрогнозировать, у каких партий, как она будет отбирать голоса – невозможно. Хотя бы уже потому, что немецкие граждане не будут так прямо отвечать на вопрос: "Вы будете голосовать за "Альтернативу для Германии"?".

КОРНЕЕВСКИЙ: Это стыдно?

ТИМОШЕНКОВА: Есть политкорректность, есть, наверное, какая-то внутренняя цензура, поэтому понять, кто конкретно будет голосовать за "Альтернативу для Германии", как много голосов она получит, очень сложно.

И в связи с этим, поскольку невозможно просчитать, сколько, в общем-то, получит "Альтернатива для Германии" в итоге, трудно понять, как это отразится на других партиях.

Но, опять же, насколько население устало от Ангелы Меркель? Шульц призывает к протестному голосованию, говорит, "тот, кто не хочет, чтобы она дальше оставалась, голосуйте за меня!". А христианские демократы, например, говорят: "А зачем вам выбирать СДПГ, если можно выбрать Ангелу Меркель, потому что она очень хорошо проводит социал-демократическую политику".

МИХЕЕВ: В общем, социология пасует. И это, мне кажется, становится таким трендом. Вот, в Америке много чего напредсказали, во многих случаях - пальцем в небо, а здесь решили, что лучше вообще воздержимся от прогнозов.

Второй вопрос, который мне интересен: вы сказали, что пока прогнозируется порядка 36 процентов за ХДС-ХСС...

ТИМОШЕНКОВА: СДПГ – 20-23.

МИХЕЕВ: Означает ли это фактически, что Ангела Меркель станет главой Германии, получив голоса меньше половины избирателей? То есть фактически получается, что за нее проголосует 36 процентов, и то не за нее лично, а за блок партии! Насколько я понимаю, это, вообще, обычное дело и для прошлых, и для позапрошлых выборов. То есть в четвертый раз Ангела Меркель становится главой Германии, не имея поддержки даже половины населения!

ТИМОШЕНКОВА: Возникает вопрос: а когда она имела эту поддержку? Больше половины населения у нее никогда не было. Ее самые успешные выборы – это 40 с чем-то процентов, это предыдущие. И это - очень большая победа не только для нее, но и вообще для партии, потому что, во-первых, избиратели, скажем так, голосуют не так активно. Во-вторых, партий очень много – чем больше партий, тем меньше голосов, соответственно, приходится на ведущие партии, происходит вот это "размывание". Времена классики, когда были две народные партии, когда они друг против друга встречались, когда два лидера усиленно боролись, они уходят в прошлое.

ИЗ ПРОГРАММЫ:

"Меркель использует "ассиметричную демобилизацию" своих соперников".

"Меркель берёт соперников измором".

Полностью слушайте в аудиоверсии.

Железная логика. Все выпуски

Видео передачи

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация