За кадром Графолог - профессия избранных

6 октября 2017, 23:40

Программу "За кадром" ведёт Николай Мамулашвили.

Представители самых разных профессий, порой редких, порой экстремальных, но чаще самых обычных – гости в нашей студии. Испытатели, врачи, водолазы, пожарные, дипломаты, лётчики, автогонщики, альпинисты, журналисты и спасатели... Этим профессионалам есть, что рассказать об изнанке своей работы, о том, чего мы не знаем, о том, что обычно остаётся за кадром. Их всех объединяет одно: любовь к своему делу. Это люди с характером, они никогда не отступают. Каждый из них обрёл своё настоящее признание и находится на своём месте.

Гость в студии – Ирина Анатольевна Бухарева, эксперт-графолог, руководитель Центра изучения почерка "Современная графология".

Отношение к графологии в наши дни неоднозначное. По крайней мере, многие специалисты считают графологию псевдонаукой. Хотя и оппонентов у них предостаточно.

И.В. Гёте в своём письме И.К. Лафатеру писал: "Почерк непосредственно связан со всем существом человека, с условиями его жизни, работы, с его нервной системой, поэтому наша манера писать носит на себе такую же несомненную материальную печать индивидуальности, как и всё, с чем приходится соприкасаться".

На тему графологии было написано немало книг. Выходили специальные графологические журналы. Было даже основано Графологическое общество. Проблема почерка занимала таких видных психологов, как Вильгельм Прейер и Чезаре Ломброзо. В России наиболее известна работа Д.М. Зуева-Инсарова, которая называется "Почерк и личность". Книга была издана в 1929 году и неоднократно переиздавалась.

Как проходит процесс обучения графолога? Насколько это сложно или вовсе не сложно? Кто может стать графологом?

И. Бухарева: Не всем это дано, потому что надо уметь видеть необходимые мелочи и выстраивать общую картину почерка, чтобы получать результаты.

Обучение я провожу в онлайн-формате. У нас есть специальная комната, из которой я веду трансляции и показываю слайды почерков, потому что почерк словами не имеет смысла описывать. Если разным людям я начну описывать почерк, то каждый из них будет представлять себе свою картину. Всегда, когда я показываю тот или иной почерк, он отличается от того, что люди себе представляли по описанию. Почерки всегда нужно смотреть наглядно. Плюс у нас есть чат, есть обратная связь, есть видеозаписи занятий, есть специальные учебные таблицы со значениями, есть правила адаптации к этим таблицам и правила, как ими правильно пользоваться. Потому что есть как позитивные, так негативные выражения. И в одном почерке они могут быть несопоставимы. Поэтому надо их знать и уметь ими пользоваться.

Я читал, что предположение о связи почерка с индивидуальными особенностями человека высказывались ещё в античные времена. И потом уже позже, в средние века, учёными писались какие-то трактаты? Вот как всё это было в истории?

И. Бухарева: У меня есть сведения, что даже Аристотель прибегал к этой методике. То есть, начинается всё на самом деле с очень древних времён. Официально началом графологии считается XVIII-XIX века: Жан-Ипполит Мишон, Людвиг Клагес, Макс Пульвер и многие другие. На самом деле очень большое количество открытий было ими сделано в сфере графологии. Вначале Жан-Ипполит Мишон предполагал, что каждый признак почерка отвечает за отдельную черту характера, но потом это мнение не подтвердилось, потому что почерк – это совокупность значений.

Если вы видите руку человека, то что можно по ней сказать? Можно сказать, каким трудом человек занимается, но мы не сможем наверняка определить конкретный возраст человека, цвет волос, его внешность и т.п. То же самое с почерком. Если мы возьмём какой-то отдельный признак: букву, слово, подпись, которую так любят отдельно трактовать, подпись имеет своё значение, я позже об этом расскажу, то это будет всего лишь элементом. А нам важно, чтобы сложилась отдельная картинка нашего общего образа. Поэтому графология – это взаимно дополняемые признаки. Одного наклона, одного размера недостаточно для анализа. Это внешние и наиболее сознательно контролируемые признаки, которые пытаются подделать, если хотят обмануть графолога. Человек, который заинтересован в хорошем результате, будет писать так, как он пишет.

Для графолога показательно то, чем человек предпочитает писать? Ручкой шариковой или чернильной, перьевой? Графолог по этим параметрам может что-то сказать о человеке или нет?

И. Бухарева: Вообще, есть специальное правило подачи почерка на графологический анализ. Это лист бумаги А4. Вот вы сейчас держите лист в руках, поднесите его поближе к глазам, и вы увидите бело-голубые переливы. Я вижу у вас синяя шариковая ручка. Вот у каждого они свои, эти особенности штриха. Если вы возьмёте чей-то ещё почерк, то увидите, что переливы там будут совершенно отличаться. Штрих может быть разным, очень разным. Он может быть царапающим, может быть вибрирующим, может быть тёплым, а может быть размеренным. То есть, здесь очень много разных конфигураций. От этого ваше внутреннее состояние, естественно, тоже зависит.

Вы можете навскидку рассказать слушателям, в чём отличие разных почерков? Скажем, почерка элегантных, изысканных людей или почерка, скажем, жёстких и жестоких людей, или человека который очень открытый и откровенный. Вот эти три категории: жёсткий - жестокий, элегантный - изысканный и откровенный - открытый.

И. Бухарева: Жёсткий и жестокий, а человек мстительный?

Да, скажем так. А мстительный для вас это важно? По каким нюансам почерка можно определить, что данный человек жёсткий - жестокий? Какие особенности почерка характерны для таких людей?

И. Бухарева: Царапающий штрих. И будет вертикальный разброс. Для тех, кто не знает, это, когда верхние и нижние отростки будут намного больше, нежели буковки, которые находятся в середине. Может быть и искажённое движение. При этом, когда штрих вибрирующий, то, как расположен текст на листе, будет напоминать некое поле боя. Всех убил, один остался. Эти люди, как правило, единоличники и мстительные. Здесь, наверное, не имеет значения активность или неактивность этих людей. Искажения в буквах могут быть очень сильные, вплоть до сильной нечитабельности текста.

А вот наклон почерка влево, вправо или прямо имеет значение?

И. Бухарева: Это касается больше социальной принадлежности, но здесь тоже есть много своих нюансов. Нет чёткого деления: если левый наклон, то вы такой-то, а если правый наклон, то вы добрый и открытый. Правый наклон тоже может быть очень разным. Например, может быть правый падающий наклон. Это когда человек ведомый и позволяет другим людям руководить собой, даже манипулировать. Есть правый искусственный наклон, когда у человека совершенно формальное отношение к тому, что он пишет. Но если надо, будет формальная любезность с его стороны. Есть опять-таки правый неустойчивый наклон. Здесь тоже очень много сомнений, колебаний в человеке может быть. То есть, нужно смотреть опять-таки картину почерка. Поэтому нет такого чёткого разделения.

Именно поэтому очень сложно просчитать математически графологию. До сих пор нет достаточно точных компьютерных программ, потому что в графологии два плюс два не всегда равно четырём. Поэтому, наверное, людям с аналитическим складом ума сложно принять и графологию, и, в частности, психологию.

Наверняка вы изучали почерки сильных мира сего: известных писателей и поэтов, выдающихся исторических деятелей, изучали почерки людей, творивших сотни лет назад. Отличаются их почерки от людей современных? Может быть, вы как специалист обратили внимание на какие-то особенности?

И. Бухарева: Есть небольшие различия в прописях нашего и того времени, а так, в принципе, каких-то отличий значительных нет. Естественно, тогда всё писалось пером. Но для меня особых различий не существует. Графология даёт мне возможность заглянуть немного глубже уже в то время, когда меня ещё самой не было, поэтому здесь каких-то таких особых отличий нет. Но чтобы добиться многого, люди, которые находятся у власти, как правило, отличаются высоким уровнем развития личности. Есть ещё такое понятие, как почерк власти.

А что это такое?

И. Бухарева: Я – бывшая госслужащая, и, вспоминая почерки людей, которые через меня проходили, могу сказать, что я тоже видела в них много схожих признаков. Есть такой синдром как почерк власти. Это активный, доминирующий почерк, это треугольная искажённая форма. Люди во власти – люди-единоличники. По психологии они не доверяют окружающим. То есть, здесь представлена власть авторитарного плана: если я сказал, то так оно и должно быть. Очень много таких людей в нашей политике на данный момент времени. В прошлом тоже таких людей у нас было достаточно много. И в нашем правительстве, в том числе. Если мы посмотрим на американских политиков, там картина немного другого плана.

А какого плана?

И. Бухарева: Например, у Б. Обамы я нашла ярко выраженный нарциссизм. Было очень интересно за этим наблюдать. Ангела Меркель – действительно очень прагматичная женщина. Она каждый свой шаг просчитывает. Я, если честно, думала, что увижу типичный почерк обыкновенной женщины. Но нет, она намного выше уровнем. Дональд Трамп, которого все мы знаем, – это человек, который очень строго и чётко соблюдает свои рамки. У него есть своя чёткая позиция, от которой он не будет отступать. Было очень интересно увидеть, что у него почерк сосредоточен  в средней зоне, а подпись идёт углами.

И о чём это говорит?

И. Бухарева: Во-первых, он кажется более агрессивным, чем есть на самом деле. Это то, что он транслирует вовне. Потому что подпись – это то, кем мы хотим казаться, и то, что мы транслируем в окружающий мир. А почерк – это то, кто мы есть на самом деле. И очень часто, когда мне на работу индивидуально приходят и говорят: "Я не могу понять, почему мне так хочется, чтобы меня приняли таким, какой я есть". Ты смотришь, а подпись от почерка у такого человека отличается кардинально.

Что получается? Человек транслирует себя в мир одним, а, по сути, является другим. Но он хочет, чтобы окружающие принимали его внутреннюю сторону. Они же не умеют читать мысли, они не видят то, что там у него внутри. И вот здесь происходят нестыковки между внутренним и внешним "я". И этот сначала внутренний конфликт, потом может стать конфликтом, в котором много чего может быть психологического.

А у графолога есть такое понятие, как "интересный почерк"? И если да, то что может вызвать интерес у графолога?

И. Бухарева: Я не знаю, какие у остальных используются критерии, но у меня есть такой критерий. Для меня интересный почерк – это почерк человека высокого уровня развития, который заставит меня задуматься. Вот что для меня интересный почерк.

Интересно, а чем он отличается от других почерков?

И. Бухарева: Высокий уровень развития – это развитость формы. Вообще есть три очень важных пласта в графологии. Это форма, движение и организация. То есть, что-то из этих направлений всегда доминирует в человеческой личности. Форма – это внешние впечатления. Движение – это внутренние посылы, внутренние порывы. Организация – это, как человек планирует время, деньги, устраивает свой распорядок и т.п. То есть, что-то из этого всегда находится на первом плане.

В почерках личностей высокого уровня развития, как правило, все эти три области находятся на очень высоком уровне. То есть, там иногда очень сложно даже выделить, что больше всего там доминирует. Это упрощённая форма букв? Это быстрая скорость, которая не по секундомеру измеряется? Есть ряд признаков, по которым скорость рассчитывается, как это ни странно, математическим способом. Это, возможно, будет чуть сниженная способность читать за счёт скорости. Потому что, чтобы мыслить быстро, нужно сокращать траекторию. Если ходить подобными обходными путями, это долгий путь. А здесь идёт сокращение и упрощение букв. То есть, это не подробное выписывание каждого элемента буквы, а идёт сокращение движения. Вот такие почерки для меня интересны. И они могут быть не вполне, допустим, надёжными, но они мне интересны с точки зрения высокого уровня.

Вёл программу Николай Мамулашвили. Режиссёр выпуска Татьяна Бондаренко.

За кадром. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация