Отзвуки театра с Александром Калягиным Марк Захаров: "Для меня важна поддержка зрительного зала"
Наш гость - скромный мудрый человек и великий режиссер - Марк Анатольевич Захаров, художественный руководитель театра Ленком, народный артист Советского Союза, профессор, полный кавалер ордена "Заслуги перед Отечеством", лауреат Государственных премий России и СССР...
Александр КАЛЯГИН: Я давно не говорил вам, а может, никогда не говорил - спасибо вам большое за "Доходное место". Я дважды смотрел этот спектакль и был потрясен: все было так чувственно, граждански, так мощно и так современно... Хотя я знал ваши спектакли в студенческом театре МГУ... Как вам живется в нынешнем театре?
Марк ЗАХАРОВ: Наверное, все-таки трудно... А вместе с тем - грех жаловаться: мне хорошо в Ленкоме, артисты мне верят. И если я говорю: ты выйдешь справа, а ты - слева, то со мной не спорят, слушаются. Знают, что это принесет успех, а там, глядишь, и аплодисменты сорвать можно, против чего так возражал наш учитель Константин Сергеевич Станиславский: он не любил аплодисменты в середине спектакля. Да и Яншин, учитель моего любимого артиста Евгения Павловича Леонова, как-то сказал фразу, которой я до сих пор завидую. Он сказал Евгению Павловичу: "Женя, тебя вчера проводили аплодисментами, посмотри, может, что-то не так?"
Я этого никогда не смогу сделать. Понимаю, что это мой недостаток, но для меня поддержка зрительного зала важна, более чем что-либо. Видите, я сразу начинаю раскрывать негативные стороны моего естества...
Александр КАЛЯГИН: Театром руководить трудно? Вы довольны своими актерами? Чем они вас огорчают? Конечно, они вам подчиняются (а куда они денутся?!)...
Марк ЗАХАРОВ: У меня были конфликты, когда я только пришел в театр главным режиссером - так в 1973 году называлась эта должность. Они многих главных режиссеров поменяли, и у них остался какой-то стадный инстинкт уничтожения. Я испытал это: когда они собирались вместе, происходило нечто похожее на то, что происходит в львином прайде, возникает консолидированная разрушительная энергия; я ощутил это. Поэтому открытых партийных собраний времен 70-х я не то что бы избегал, но опасался. Правда, был такой "бунт на корабле" и попозже...
Спектакль "Разгром" по Фадееву был на волоске от гибели - его могли запретить в любой момент. Но пришел Суслов в галошах и меня развеселил - я не понял, что это был судьбоносный момент в моей режиссерской карьере. Он смотрел, вытирал глаза платочком, а в конце громко зааплодировал... Через два дня в "Правде" появилась статья о большом идейно-художественном успехе Московского театра им. Маяковского "Разгрома" Фадеева в постановке Захарова...
Полностью беседу с гостем слушайте в аудиофайле.