Авторские материалы Как и когда обуздают дрономанию

16 января 2018, 17:34

Персоны

Пока Минэкономразвития и Минпромторг спорят о механизмах регистрации и оформления беспилотников, в Госдуме появилась инициатива усиления контроля за такими машинами. Между тем мировой опыт норм владения и запуска дронов во многих странах разнится от полной вольницы до категорического запрета. Разберемся в истории с обозревателем "Вестей FM" Сергеем Артемовым

Сейчас продажу дронов в России регулируют несколько основных положений: 

1. Аппараты легче 250 граммов продаются свободно. 

2. Аппараты от 250 граммов до 30 килограммов требуют постановки на учет.

3. Аппараты тяжелее 30 килограммов требуют полной государственной регистрации - сродни гражданским самолетам в авиакомпаниях. 

Но как проводить такой учет по самому актуальному пункту 2 - никто не знает, потому что Минэкономразвития и Минпромторг не пришли к единому мнению о форме и техническом обеспечении процедуры, отмечает главный редактор портала "Беспилотная авиация" Денис Федутинов. 

ФЕДУТИНОВ: Неготовность процедур по регистрации БПЛА формально делает данную задачу невозможной. Предполагается, что некая инфраструктура для регистрации появится. Может быть введена, например, обязательная процедура регистрации пользователей при покупке беспилотника. Может быть введено лицензирование - как, скажем, при покупке оружия. 

Нужно различать детские игрушки и аппараты, которые могут нести груз, полагает депутат Госдумы Николай Антошкин. Сложные дроны представляют собой, по его мнению, очевидную угрозу. 

АНТОШКИН: Этим грузом может быть и взрывчатка, может быть все что угодно. В будущем это будет представлять серьезную опасность для людей. Особенно для ядерных, химических объектов, гидротехнических сооружений, просто для частных лиц. Потому что дрон - управляемый, его можно направить куда угодно, на довольно большие расстояния. Отследить с помощью радаров - очень сложно. И такое количество средств уничтожения расставить по стране практически невозможно. Поэтому все должно быть под контролем государственных структур. 

И контроль этот, добавляет депутат, нужно усиливать. Нынешняя мировая практика юридического оформления владения и пользования дронами широка: от полной либерализации, как, например в Швеции, до абсолютного запрета, как в Узбекистане и КНДР, говорит Денис Федутинов. И нынешние российские нормы - ближе к странам с жесткими ограничениями. 

ФЕДУТИНОВ: Что касается стран Европы, здесь все достаточно либерально. Но здесь есть ограничения - на мой взгляд, несущественные и оправданные. В частности, во многих странах Европы запрещены полеты над скоплениями людей, запрещены полетами над городами, запрещаются полеты над частными объектами и зданиями.

В большинстве государств Евросоюза покупать и запускать дроны можно свободно. Но в пределах определённой массы: до 25 килограммов - в Германии, до 7 килограммов - в Дании, до 3 - в Австрии. На более тяжелые машины требуются специальные сертификаты. Но практически везде нельзя летать вблизи военных и опасных промышленных объектов и аэродромов, а в Норвегии и Великобритании нужно купить лицензию на радиочастоту для дистанционного управления. Притом аппарат в полете должен быть в зоне видимости оператора. Британские законы, кроме того, требуют свидетельства пилота, оно стоит 1800 фунтов.

В Италии полеты дронов регулируют власти городов. Так, в Риме они запрещены вообще - под угрозой штрафа в 15 000 долларов. Особая история - США, там больше миллиона людей имеют лицензии частных пилотов, воздушное движение - самое насыщенное в мире, и неудивительно, что существует мощное лобби, призывающее федеральную авиационную администрацию запретить дроны как явление вообще. Но пока для их операторов существует определенная свобода. Полеты - не выше 120 метров, в прямой видимости. И если пилот использует специальные очки внешнего наблюдения, то должен быть еще один человек, контролирующий аппарат в поле зрения. Приближаться к аэродромам менее чем на 6 километров нельзя. Коммерческое использование запрещено. Запрещены также полеты над национальными парками. 

Многие туристы берут дроны с собой на отдых, и ряд стран, среди которых - Бразилия, Вьетнам, Куба, Марокко, и Черногория, уже ввел специальные ограничения: беспилотник либо конфискуют, либо требуют сдать на платное хранение. 

Стоит помнить, что, помимо правил учета и полетов дронов, в большинстве упомянутых государств жестко преследуется нарушение частной жизни. Фотосьемка людей, машин, участков земли может вызвать судебный иск на десятки тысяч долларов. 

В России для запуска дрона, независимо от массы, нужно получить разрешение от региональной службы управления воздушным движением. К заявке нужно приложить план предполагаемого полета и подавать ее не позднее чем за 5 дней. Любой самовольный полет карается штрафом в 5 000 рублей. Повторно - до 50 000 с конфискацией аппарата. 

Между тем о полном запрете дронов в России речь не идет, уверяет Николай Антошкин. 

АНТОШКИН: Будем с общественностью еще согласовывать. Наверное, проведем и круглые столы. Посоветуемся, каким образом и как принять, чтобы не ущемить интересы предприятий, людей и любителей. По весу ограничить, по мощности двигателей, контроль продажи и тому подобное. Это все можно сделать.

Мощность двигателя - новый потенциальный предел ограничений для дронов, комментирует Денис Федутинов. Подходы к будущему формуляру учета, таким образом, расширяются. 

ФЕДУТИНОВ: Привязаны и к ограничению максимальной взлетной массы БПЛА, и в том числе даже ограничения мощности двигателя. Можно предположить и другие параметры, по которым могут вводиться ограничения: по продолжительности или дальности полета, например. Вместе с тем хочется выразить надежду, что при развитии данных ограничительных процедур наши законодатели не зайдут слишком далеко, потому что надо обеспечить развитие данной отрасли в нашей стране.

В России за минувший год было продано беспилотников почти на 800 миллионов рублей. Фактически это - "серый" сегмент рынка. Судя по словам депутата, к его регулированию готова подключиться и Госдума, а значит обещанный ранее министерствами к апрелю готовый свод правил может задержаться с появлением на свет. 

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация