Отзвуки театра с Александром Калягиным Дмитрий Бак: литература не закончилась на Достоевском, Блоке или Пастернаке. Она продолжает жить!
Наш собеседник - Дмитрий Петрович Бак, директор Государственного литературного музея, кандидат филологических наук, профессор Российского гуманитарного университета, преподающий в Школе-студии МХАТ на кафедре искусствоведения. Человек поистине уникальный, знающий о литературе все и даже больше...
- Вы преподаете в Школе-студии МХАТ. Увлекаются ли наши студенты литературой?
Дмитрий Бак: Я преподаю в Школе-студии МХАТ десять лет; главное, что меня привлекает в этих ребятах, - это неподдельный интерес. .Поверьте, - мне есть с кем сравнивать. Я преподавал в школе, потом - в международном институте взрослым людям, студентам РГГУ. Знаете, они все были настроены воспринимать эти знания как науку. Науку о том, как построен сюжет, какова стилистика, авторская позиция, жанровые традиции... А в Школе-студии происходит то, чего я давно уже не видел: а именно, - желание, разорвав рубаху, спросить: а зачем это?! Почему, зачем, собственно, это нужно?! И что можно прочитать?:
Помните, в 70-е годы, если выходила какая-нибудь заметная вещь, все передавали друг другу журналы, немедленно это читали? Так вот это в Школе-студии существует! А начинается это, когда студенты ее покидают... Кто-то становится звездами разного масштаба, но все равно они мне пишут... Они усваивают самое главное: литература не закончилась ни на Достоевском, ни на Блоке, ни на Пастернаке. Она продолжает жить! Но это и есть мой основной принцип преподавания.
А самое страшное - ярлыки классиков. Какие-то великие русские писатели, - все их знают... Меня спрашивают: а где твои Толстые, где Достоевские?! Отвечаю: где-то они есть! Я не могу сейчас их указать. Но если вы научитесь определять (или хотя бы пытаться определить), что есть настоящее, - помимо ярлыка, помимо написанных критических томов и биографий, - тогда вы поймете и прошлое. И все это в Школе-студии есть...
(Запись программы слушайте в аудиофайле)