Обрати внимание ОСАГО не услуга, под Закон о защите прав потребителей не подпадает
Программу "Обрати внимание" ведёт Дмитрий Желобков.
Сколько стоит сегодня выправить помятое крыло или заменить разбитую фару? В единой методике определения размеров расходов на восстановительный ремонт это прописано чёрным по белому. Однако страховая компания выплачивает меньше. В автосервисе требуют больше. И у нас один выход: судиться со своей страховой компанией.
Впрочем, по мнению юриста Московского общества защиты потребителей Антона Недзвецкого, и это не выход.
А. Недзвецкий: Изменениями закона об ОСАГО ввели обязательный претензионный порядок. До того как человек может подать в суд на страховщика, не доплатившего ему энную сумму, он должен подать претензию, выждать. Для человека, юридически несведущего, это представляет вполне серьёзную проблему, потому что он должен выполнить много формальностей, но для того, чтобы их выполнить, он должен их узнать, разобраться в этом.
Как раз Законом о защите прав потребителей обязательный досудебный порядок не предусмотрен по спорам потребителей с продавцами, исполнителями, изготовителями, импортёрами. Человек обратился в страховую компанию с заявлением о страховой выплате. Ему произвели выплату, но не в надлежащем размере, а в меньшем. Всё, у него уже возникло основание для судебной защиты своих прав. Но нет, закон теперь требует, чтобы человек ещё обратился с претензией, что ему не доплатили, потребовал от страховщика доплатить, всё это сделал в определённой форме, в установленные сроки, и только после этого он сможет подать иск в суд.
Когда-то, проиграв суд, страховая компания как виновник случившегося терпела существенные убытки.
А. Недзвецкий: Со страховщика мог быть взыскан штраф, предусмотренный 13-й статьёй Закона о защите прав потребителей, в размере 50 процентов от присужденной потребителю денежной суммы за неудовлетворение требований потребителя в добровольном порядке. Но страховое лобби добилось прохождения через Госдуму и принятия поправок в Закон об ОСАГО, которыми этот штраф был ограничен, отчасти вывели ОСАГО из-под действия Закона о защите прав потребителей, перевели его под другие правила.
Между тем, полис ОСАГО то и дело дорожает, и всё больше себя дискредитирует.
А. Недзвецкий: По оценкам экспертов, порядка 10 процентов машин на российских автодорогах ездят без полиса. Или с поддельными полисами. И число тех, кто будет отказываться платить за него такие деньги с учётом качества оказываемой услуги и результата из-за занижения выплаты, из-за необходимости судиться, число таких людей будет всё больше и больше.
Совет печален и прост: выезжая на трассу, надеюсь, что всё-таки с полисом ОСАГО, лучше иметь на банковской карточке свободные средства для коммерческого, а не страхового ремонта машины.