Авторские материалы То, что доктор прописал: как фармкомпании "покупают" рецепты

7 марта 2018, 17:29

Персоны

"Проплаченным" лекарствам хотят поставить заслон. Владимир Путин заявил о проблеме аффилированности медработников и фармкомпаний. По словам президента, с этой практикой нужно бороться. Работники медицинской отрасли признают, что они нередко получают деньги и подарки от производителей за назначения конкретных лекарств. Сколько стоят "купленные" рецепты – в сюжете обозревателя "Вестей ФМ" Валерия Емельянова.

В принципе, закон запрещает медработникам принимать подношения от фармкомпаний. Но на практике этот запрет не работает – нет конкретного наказания. Проблема проплаченных рецептов возникла давно, вместе с появлением частной медицины у нас в стране и становлением негосударственных аптек. Фармкомпании (или, вернее, их торговые представители) осаждают клиники с предложениями "о сотрудничестве". Классический прием, еще с 90-х годов, – это когда врача "подсаживают" на процент. Чем больше назначений конкретного препарата он выпишет, тем больше ему заплатят. На пике популярности этой схемы, лет 5-7 назад, платили до 500 рублей с рецепта. Иногда фармацевты вербовали целые поликлиники. В больничной аптеке продавались лекарства только избранных производителей и только по специальному бланку с подписью врача. Примерно то же самое творилось в сфере лабораторных исследований и медоборудования (например, с ортопедической продукцией). Купленные врачи выписывали направления строго в партнерские точки продаж, где им был гарантирован "откат" за каждого приведенного клиента.

Сегодня паутина фармпредставителей разрослась и усложнилась. Компании шпионят друг за другом, активно используют черный пиар и строчат жалобы в надзорные органы, чтобы клиники боялись открыто продвигать конкурентов. Но рядовым врачам это не мешает брать деньги (а в последнее время – чаще подарки) за назначение конкретных лекарств. Сегодня это называется "стимулированием". Фармкомпании обеспечивают врачей всем необходимым для работы, что особенно ценится в государственных небогатых клиниках. Врачам подбрасывают бесплатные образцы, купоны, скидки, хорошие профессиональные издания, возят по научным конференциям, а иногда и просто на отдых.

Последний писк медицинского маркетинга – это закрытые социальные сети для медиков. На сайты, обильно увешанные рекламой препаратов, в том числе сильнодействующих (в других местах их продвигать запрещено по закону) врачей заманивают тем, что помогают решать рабочие вопросы и предоставляют информацию о последних западных исследованиях на русском языке. Для тех, кто хочет быть в тренде и профессионально расти, альтернативы практически нет.

Фармкомпании не раскрывают, сколько денег они тратят на продвижение препаратов через докторов. Экспертные оценки говорят о миллиардах рублей. По словам специалистов, "порядочные" клиники существуют, но грань между "заказным" и "честным" рецептом сегодня почти стерлась. Например, доходит до того, что врачи ищут назначения в специальных мобильных приложениях, где, разумеется, лекарства от спонсоров идут на первом месте. Им так проще, производителям – выгоднее, а все коммерческие расходы в итоге оплачивает пациент.

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация