Железная логика Санкции не могут длиться вечно
Персоны
Как повлияли западные санкции на российскую экономику? Чего нам удалось добиться благодаря импортозамещению? Смогла ли Россия нанести ответный ущерб своими контрсанкциями? Об этом поговорили с доктором экономических наук, заведующим кафедрой государственного регулирования экономики Института общественных наук РАНХиГС Владимиром Климановым.
Ведущие – Сергей Михеев и Сергей Корнеевский.
МИХЕЕВ: Вы сказали, что дальнейшие санкции могут ударить и по американцам. Эти варианты – они в том числе обсуждаются, но хотелось бы от вас поконкретнее услышать, о чем может идти речь. Что вообще имеется в виду? Как они ударят? Потому что мы все говорим о том, что между нами и американцами – очень небольшой торговый оборот и так далее, и тому подобное. О каких ситуациях может идти речь?
КЛИМАНОВ: Мы уже поняли, что обсуждается прекращение сотрудничества в таких важных отраслях, как авиационная промышленность, ракетостроение, атомная промышленность. Наконец, поставки разного рода сырья и материалов, которые идут по внешнеэкономическим связям. Пусть они незначительные, но тем не менее определенную роль в американской экономике они играют. Я меньше знаю, может быть, американскую экономику, в большей степени нашу, но даже отсутствие какой-то одной группы товаров на рынке – разумеется, сдерживает производство всего остального. Мы понимаем, что в том же ракетостроении, космической отрасли сейчас без такого взаимного сотрудничества, мне кажется, дела обстоят никак. Так же, как, кстати говоря, и по отношению к нам. Если мы вдруг прекратим сотрудничество в авиационной промышленности – действительно, я не очень понимаю. Конкурентов на мировом рынке – не так много у того же Boeing; мы будем переориентироваться на Airbus. Airbus тоже может попасть под санкции, и тогда что дальше? То есть кому это будет выгодно? Конечно, невыгодно.
МИХЕЕВ: Ну, а все-таки, возвращаясь к моему вопросу: а что дальше? Хорошо, сейчас немножко это дело подвисло. На ваш взгляд, если вдруг дальше будет развиваться, что дальше? Что, на ваш взгляд, американцы могут делать?
КЛИМАНОВ: Можно дойти до определенных крайностей. Конечно же, продолжать такое нагнетание атмосферы. Мне кажется, я все-таки очень надеюсь, что в какой-то момент ситуация, зашедшая в тупик, должна как-то прекратиться. Но судите сами. Вот эта дипломатическая война, которая тоже, можно сказать, как-то присоединена к этой политике, которая связана с экономическими санкциями. Ну, вот она приведет к тому, что у нас прекратятся перевозки между странами, прекратятся какие-то иные формы сотрудничества, которые ни тем, ни другим не сулят никаких преимуществ. Зачем они тогда нужны? Но пока все доводится до крайности. Вот пока, чтобы получить американскую визу, надо 250 дней. Чтобы поставить какие-то продукты на американские рынки, мы уже ограничены в этих маршрутах, поэтому все так, как есть.
Если вы спрашиваете меня, какие дальнейшие действия будут предпринимать американская администрация, по-моему, все уже поняли, что политика, проводимая администрацией Трампа, она часто носит такой какой-то непредсказуемой, ситуативный характер, и предсказать его дальнейшие шаги – это все равно что гадать.
Полностью слушайте в аудиоверсии.