Неизвестная планета Святитель Николай Японский: русский просветитель самураев
Программу "Неизвестная планета" ведёт Андрей Мартынов.
В этом выпуске мы говорим о православных миссионерах в Японии и разбираемся в теме: "Что такое православие в странах с восточной культурой?" вместе с Дмитрием Петровским, сотрудником Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата РПЦ.
- Я перед передачей узнавал у своих друзей, что они знают о православии в Японии. Большая половина рассказала мне о святителе Николае, что он служил в церкви на о. Хоккайдо и имел какое-то отношение к тому, что дзюдо на территории России превратилось в самбо…
Д. Петровский: Православие в Японии достойно самого пристального внимания. Если мы посмотрим на развитие миссионерской деятельности Русской православной церкви, то при всей нашей европейской центричности сознания, большинство учреждённых официальных миссий РПЦ было обращено на Восток: пекинская миссия, корейская миссия, Русская духовная миссия в Иерусалиме и японская миссия.
Японская миссия стала самой удачной из них. Она была создана трудами в большой степени одного человека – равноапостольного Николая Японского. На её основе возникла Японская автономная церковь, которая действует доныне в составе Московского Патриархата.
Святитель Николай приехал в Японию в 1861 году, когда Япония была закрыта для всего внешнего мира. Проповедь христианства была запрещена в Японии, равно как и проповедь любой другой иностранной религии. Святителю Николаю было тогда 25 лет. Он был назначен священником при российском консульстве в Хакодатэ, городе, где появилось первое дипломатическое представительство Российской империи.
Первые годы своего пребывания в Японии он посвятил глубокому изучению этой страны и достиг больших успехов в лингвистической области, читал в подлиннике древние японские классические тексты, изучал буддизм и синтоизм.
Он стал признанным японоведом как здесь, у себя на родине, так и в самой Японии. Как говорил он сам: "Сначала нужно полюбить тех, кому ты пытаешься проповедовать, и только потом уже можно постараться зажечь в их сердцах что-то о Христе". Для того, чтобы полюбить, надо узнать о стране как можно больше – культуру, обычаи, нравы.
Он прекрасно овладел японским языком и до сих пор добрая часть религиозных текстов, переведённых на японский язык – плод трудов святителя Николая. Молитва "Отче наш" в переводе на японский язык святителем Николаем и сейчас звучит в православных храмах Японии.
В годы Русско-японской войны святитель Николай заботился о несколько десятках тысяч русских пленных – помогал материально и поддерживал духовно. Эти труды были даже оценены японским правительством.
Он пользовался огромным авторитетом среди японцев. В 1912 году, когда святитель Николай умер, Русская миссия в Японии осиротела. Император Японии Мэйдзи послал венок от себя лично к гробу святителя.
Так как после прославления в лике святых обретаются честные останки, которые в дальнейшем именуются мощами, в 1970 году такая попытка была предпринята по отношению к святителю Николаю. Мощи были обретены, но японские власти попросили оставить его могилу нетронутой, потому что дело и тело Николая Японского является нематериальном наследием всей Японии <...>
О том, что стало с православной общиной в Японии после Второй мировой войны, как культурные традиции Японии, базирующиеся на синтоизме, взаимодействуют с православием в нашем XXI веке, как чувствует себя сейчас православие в Китае, в Корее (как Северной, так и Южной), Вьетнаме, Лаосе, Таиланде и других азиатских странах – слушайте в аудиофайле!