Завтра в мире Перспективы электротранспорта в России

22 мая 2018, 19:45

Программу "Завтра в мире" ведёт Лариса Катышева.

Гость в студии – Валерий Ярмощук, генеральный директор компании "Лиатех".

С ним мы обсудили перспективы появления электротранспорта на улицах российских городов в качестве замены нынешнего городского транспорта.

Можно себе представить, что по нашим улицам будут ездить троллейбусы и электробусы на аккумуляторах?

В. Ярмощук: Да, абсолютно точно. И этот тренд уже не остановить. Москва на сегодня рассматривает варианты возможной закупки электробусов. Если мы говорим о пассажирском электротранспорте, мне бы хотелось привести историческую справку. Потому что, как известно, всё новое – это хорошо забытое старое. В своё время Россия, входившая в состав Советского Союза, была мировым лидером по электрификации пассажирских перевозок. Как это ни странно звучит, но в 1990 году наша страна занимала первое место в мире.

За счёт чего?

В. Ярмощук: Мы говорим об электротранспорте. Значит, это троллейбусы и трамваи. И основной пассажиропоток перевозился в городах именно этими видами транспорта, потому что автобусы были маленькими, не совсем удобными, требовали много расходов и т.д. Более того, до сих пор в московском троллейбусном парке сохранились троллейбусы, которые перевозили грузы. Это были электрические доставщики-хлебовозки и доставщики продуктов. То есть, настолько все было в городе электрифицировано. Я сам только недавно об этом узнал, прочитав занимательную книгу "Все троллейбусы мира". Есть люди-энтузиасты, которые пытаются сохранить то наследие, которое нам досталось. И в этой книге есть очень много интересных моментов с точки зрения того, какие машины использовались. На сегодняшний день многое восстанавливается. Очень многие города в России уже используют троллейбусы с автономным ходом. Их модно называть "электробусами с динамической зарядкой". В момент движения такой электробус заражается от контактной сети, потом опускает так называемые "рога" и дальше едет в любой новый микрорайон. То есть, когда растёт город, не нужно расширять инфраструктуру, не нужно давать нагрузку на сети. Очень много таких комфортных "плюсов", которые позволяют этому современному транспорту обслуживать население. Это их низкопольность, бесшумность, оснащённость кондиционером. Мы проводили эксперименты по эксплуатации подобных машин. На наших аккумуляторах они ехали до 35 км на автономном ходу. Этого достаточно для того, чтобы съездить в новый удалённый микрорайон и забрать там людей. То есть, грубо говоря, на одном билете можно доехать с окраины города в центр.

Итак, город получает чистый воздух, этакий "плюс" в виде экологии. И на улицах тише станет.

В. Ярмощук: Конечно, тише будет.

Будет тише и будет чище. Это удобно. Насколько это дорого для города? Сколько будут стоить билеты?

В. Ярмощук: Наверное, мне о стоимости билетов не совсем корректно отвечать. Думаю, что в рамках существующих тарифов, которые города для себя утверждают, цену можно будет удерживать. Если мы будет брать стоимость проезда, эквивалентную стоимости средневзвешенной цены по городу. Что касается выгодно или нет, на сегодняшний день существует программа субсидирования в соответствии с постановление Минпромторга № 817, которая позволяет российским производителям электротранспорта получать субсидию на компенсацию стоимости единицы для троллейбусов с автономным ходом. Это 7,5 млн рублей. Таким образом средняя цена электробуса получается 10-12 млн рублей. Стоимость эта почти сопоставима со стоимостью автобуса, оснащённого двигателем внутреннего сгорания. Только в нашем случае вы получаете электрическую машину, которая чище, тише и удобнее.

Как и когда электробус заражается? Сколько нужно времени для того, чтобы электробус полностью зарядился? Какие процессы при этом происходят?

В. Ярмощук: Всё очень просто. Зарядка происходит во время движения. Пока троллейбус едет под контактной сетью, он не только питает свой электропривод, но и заряжает аккумуляторы. Время зарядки зависит от длины маршрута и, как правило, составляет 20-40 минут в зависимости от длины маршрута.

А в процентах от маршрута на сколько зарядки хватит?

В. Ярмощук: В среднем примерно 50-60 процентов маршрута – это контактная сеть, и 40-50 процентов – это автономный ход, когда нет контактной сети.

И тогда электробус может уйти с маршрута, свернуть? То есть, можно будет угнать троллейбус?

В. Ярмощук: Да, угнать троллейбус будет возможно. Более того, современные машины, которые сейчас эксплуатируются с нашими аккумуляторами, позволяют пассажирам не просто ехать, а получать полный набор комфорта, к которому люди привыкли. Это кондиционер – летом, отопитель – зимой. Машины эти достаточно тёплые и комфортабельные. Это также возможность зарядить телефон на ходу. Это оснащение машины телевидением и wi-fi сетями.

Где уже электробусы ездят?

В. Ярмощук: В Санкт-Петербурге уже ездят больше 80 машин с нашими аккумуляторами. Ездят они и на юге России. По 5-10 машин также ходят по Центральной России. В этом году, мы планируем, порядка 40-50 машин будут закуплены для Сибирского региона. Более того, наша батарея позволяет ездить автономно даже в лютый мороз. Наш завод находится в Новосибирске, и мы, в том числе, проводили испытания в регионах, где достаточно холодно.

Сколько служит ваша аккумуляторная батарея?

В. Ярмощук: Я бы стал говорить не только про срок службы. Мы готовы и работаем на условиях контракта пожизненного цикла, когда компания, покупая машину с нашими батареями, не думает не только о сервисе, но и о том, как батарея будет служить весь этот период, как будет производиться её замена на новую и кто её, в конце концов, утилизирует. Мы здесь пошли по пути международного опыта. Лучший способ что-то изобрести – это подсмотреть и сделать точно так же.

На самом деле у нас используются аккумуляторы, которым мы можем дать вторую жизнь. Мы также планируем выпустить сейчас на рынок, уже есть прототипы, аккумуляторы для домашнего использования, когда вы можете установить аккумулятор дома. Это очень актуально для частных домовладений, где вы можете поставить накопитель вместе с преобразователем, так называемый аналог Tesla Powerbank. Только по цене мы хотим, чтобы наш был дешевле. Предварительные расчёты показывают, что наше комплектное решение будет на 30 процентов дешевле, чем тесловское. Это позволит человеку очень эффективно пользоваться своим домом, ведь у тебя дома своё отдельное автономное отопление, водоснабжение и т.п. И если вдруг пропадёт электричество в сети, произойдёт какое-то короткое замыкание, на улице зима, холодно, а у тебя с таким накопителем котёл дома работает. И мы даём вторую жизнь таким аккумуляторам, делаем так называемый "revive", и применяем в системах накопления энергии для домохозяйства.

Возникает вопрос, а дальше что? Наверное, основной вопрос, который бы я здесь себе задал, насколько надёжно они могут работать? Потому что они вроде как уже отъездили своё и являются б/у. На самом деле, с литий-ионным аккумулятором происходит процесс деградации по ёмкости. Это значит, что он становится просто меньше ёмкостью. А дальше делается циклирование, и он достаточно хорошо сохраняется. По нашим расчётам, для домохозяйства примерный срок эксплуатации таких батарей составляет от 10 лет и более. То есть, если взять за основу жизненный цикл батареи, мы даём гарантию на 3 года по эксплуатации батарей, а в Питере гарантия по нашим машинам – до 8 лет с возможностью сохранения сроков службы батареи и её техобслуживания.

Куда потом её девать? Перерабатывать будем?

В. Ярмощук: Над данным вопросом работают все компании мира. На сегодняшний день какого-то хорошего решения, чтобы всё можно было переработать эффективно и пустить во вторичное производство, нет. Я говорю об этом честно. Поэтому, чтобы не утилизировать батареи, мы стараемся давать им вторую жизнь. Но учёные всего мира надеются на то, что как раз через 15 лет эксплуатации таких батарей появятся технологии, которые позволят вторично использовать данное сырьё, не выбрасывая его и не загрязняя нашу Землю.

Итак, Валерий Ярмощук, генеральный директора компании "Лиатех", рассказал нам сегодня о том, что угнать троллейбус уже можно, что литиевые батареи могут служить практически неограниченное время, если давать им всё новые и новые жизни. Как дать им вторую жизнь, наши специалисты уже знают. Сейчас они работают над тем, чтобы понять, как им дать третью жизнь и как потом не загрязнять нашу окружающую среду отработанными батареями.

Полностью программу слушайте в аудиозаписи.

Завтра в мире. Все выпуски

Все аудио
  • Все аудио
  • Завтра в мире
  • "Стартап дня"

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация