Авторские материалы Восстание машин: проверьте, не подписались ли ваши ворота на "полезные советы"
Персоны
Восстание машин в отдельно взятом дачном поселке: "умные" ворота подписались на платные новости за счет своего хозяина. Мобильный оператор, сим-карта которого стояла в модуле управления, уже разобрался в ситуации и вернул ошибочно списанные деньги. В заявлении компании поясняется, что мужчина отчасти виноват сам – для своих ворот с дистанционным управлением он должен был купить специальную сим-карту, а не обычную телефонную. Как и почему операторы подписывают своих абонентов на все подряд, выяснял обозреватель "Вестей ФМ" Валерий Емельянов.
Звучит немного сюрреалистично, но это правда: у одного россиянина дистанционные ворота подписались на платные услуги, причем не один раз. Из выписки оператора следует, что "умное" устройство оплатило рассылку хай-тек-новостей, автоновостей и полезных советов в придачу. Хозяин не сразу это обнаружил, поскольку деньги списывались периодически малыми суммами. Проблема относительно успешно разрешилась: мобильный оператор, сим-карта которого стояла в GSM-реле ворот, ошибку признал и деньги хозяину вернул. Правда, с оговоркой, что в подобных устройствах обычные сим-карты лучше было не использовать, для "Интернета вещей" есть специальные тарифы. Тем не менее, история стремительно разошлась по Сети, и выяснилось, что "умные" вещи, подключаемые к мобильному Интернету, сплошь и рядом воруют деньги у своих хозяев. Или, точнее сказать, операторы навязывают подписки всем подряд вопреки здравому смыслу. Комментирует эксперт в области технологий, руководитель гаджет-ресторана Николай Турубар.
ТУРУБАР: Это не единичный случай, их даже не десятки, а больше. Во многом это связано с тем, что люди покупают симки у метро, продавцы которых живут за счет того, что заранее их на что-то подписали. Но это в любом случае вина оператора, который не следит за подписками. У меня самого был похожий случай, я вставил симку в систему охраны, через какое-то время деньги кончились, хотя я регулярно пополнял счет именно на ту сумму, которая была в тарифе. Там тоже в итоге оказалось несколько "интересных подписок", на которые устройство не могло подписаться само, там просто нет функции отправки СМС.
Эксперты говорят, что заявление оператора о том, что якобы существуют специальные сим-карты для таких устройств, звучит лукаво. Технически они ничем не отличаются друг от друга. Любую телефонную сим-карту можно поставить в GSM-приемник, и он будет выходить в мобильную сеть, выполняя свои обычные действия. Так работают беспроводные банкоматы и платежные терминалы, датчики съема показаний в коммунальных системах и разного рода дачные гаджеты. Например, ворота становятся "умными", если к ним подключить GSM-реле с сим-картой. Они после этого могут открываться и закрываться с помощью смартфона. Таким же образом люди настраивают элементы системы "умный дом", например, дают команду газовому котлу, чтобы он согрел дачу к приезду хозяев. И это не столь редкое явление в России, как можно было бы подумать. У нас 13 миллионов сим-карт, примерно 5%, работают на линии "машина-машина", то есть обслуживает тот самый "Интернет вещей". Суть этой технологии нам объяснили в одном из магазинов беспроводных изделий: "У нас брали розетку, чтобы она по времени давала питание на кофемашину, и та варила кофе по часам. Или лампочку можно подключить, у вас будет на даче "эффект присутствия" – свет будет включаться и выключаться по расписанию".
Подобный датчик почти не расходует интернет-трафик, пояснили нам специалисты, поэтому гораздо выгоднее ставить в них обычную сим-карту. Те тарифы, которые разработаны якобы специально для "умных гаджетов", на порядок дороже, они стоят около 900 рублей за год. Зато на них действительно нет дополнительных функций вроде платных подписок. Проще говоря, мобильные компании предлагают доплатить за то, что гарантированно не позволят своим партнерам воровать деньги со счета. На обычных симках такой гарантии нет. Есть запрет на все платные подписки сразу, но он сам по себе платный, и работает не у всех операторов. Также существует бесплатная опция – завести в мобильном кабинете спецсчет для подписок и держать на нем нулевой баланс. Тогда оплачивать услуги контент-провайдеров будет просто нечем. Это средство защиты введено специальным законом, но операторы о нем предпочитают умалчивать. Впрочем, опыт показывает, что и отдельный счет не дает 100-процентной гарантии. Оператор может сам подписывать абонента на платные услуги, рассказывает гендиректор Telecom Daily Денис Кусков.
КУСКОВ: В этом нет ничего удивительного. Здесь две проблемы. Первая – чисто техническая, когда бывают какие-то сбои в биллинговых системах. Вторая – когда сотовые операторы насильственно подписывают абонентов без их согласия на те или иные услуги. Для этого не надо иметь какой-то дополнительный счет, потому что это не услуги не стороннего контент-провайдера, а непосредственно самого оператора. Поэтому я рекомендую людям периодически просматривать личный кабинет или обращаться в кол-центр оператора.
Особенно пристально стоит следить за счетами стариков и детей, добавляют эксперты. Их часто подписывают буквально в один клик – услуга активируется после нажатия на иконку, ссылку или невидимую виртуальную кнопку. Но даже этим нельзя объяснить некоторые абсурдные истории, когда, например, у бабушки на номере находили подписку на автоштрафы, хотя водительских прав у нее никогда не было. А ведь для активации такой подписки обязательно нужно было ввести полный номер документа, что случайно сделать просто невозможно.