Авторские материалы Законы – тоже творчество: Станислав Говорухин как режиссёр и политик

14 июня 2018, 16:00

Персоны

Умер Станислав Говорухин, режиссер, актер, сценарист, политик и общественный деятель. Он скончался в Подмосковье после тяжелой болезни. Его киноработы – как художественные, так и документальные – были невероятно популярны. К его мнению прислушивались и в народе, и во власти. Его фильмы и интервью разобраны на цитаты. Биография Станислава Говорухина – в материале спецкора “Вестей FM” Николая Осипова.

Он должен был стать геологом: в конце 50-х окончил Казанский университет и даже проработал какое-то время в геологоразведке. Но судьба сложилась иначе. Станислав Говорухин решил пойти в кино: сначала ассистентом режиссера, потом учился во ВГИКе, и его работы довольно быстро завоевали любовь зрителя. Он снимал для разной аудитории – для детей и взрослых, многие его картины универсальны: “Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо”, “В поисках капитана Гранта”, “Пираты XX века” – их можно смотреть в любом возрасте. “Место встречи изменить нельзя” принесло ему колоссальный авторитет и у зрителей, и у профессионалов. Хотя сам он позже признавался, что не слишком высоко ценил свою работу.

ГОВОРУХИН: Я, дай бог, если один раз посмотрел картину. Ее мои зрители знают, причем наизусть. Я лично не помню ни одной реплики.

Его фильмы смотрели в Советском Союзе, и еще больше внимания работы Говорухина привлекли в сложное время – в 80-х и 90-х. И как актера, и как сценариста, и как режиссера. Его персонажи – часто жесткие, циничные, как Крымов из ”Ассы”, показывали эпоху такой, какой она была. А документалистика Говорухина била по самым больным точкам. К моменту развала СССР он стал все чаще “заходить” в общественно-политическую сферу. Впрочем, Говорухин замечал: искусство политики и искусство режиссуры – смежные области. Он проработал в Госдуме с 1993 года, почти четверть века, но в народе его все равно в первую очередь воспринимали не как депутата, а как человека искусства. А сам он замечал, что и в политике есть элемент для творчества.

ГОВОРУХИН: Сейчас мне предстоит тяжелая работа. Я – председатель Комитета по культуре в Государственной думе. Это – тоже творчество, но называется оно “законотворчество”. Да, предстоит решить массу проблем.

Он часто с сарказмом относился к коллегам по парламенту. Прекрасно понимал и видел все изъяны российской политики.

ГОВОРУХИН: В России, как известно, две беды – дураки и дороги. Есть такой анекдот. Вчера в Госдуме одна беда обсуждала другую.

Он прямолинейно критиковал не только других, но и себя. К примеру, откровенно признавал, что его решение баллотироваться в президенты в 2000 было глупостью. В 90-х казалось, что он окончательно покинет кино, но Говорухин продолжал снимать, писать и играть. Он встречался с людьми и всегда искренне и понятно говорил обо всем, никогда не уходил от ответа.

ГОВОРУХИН: Когда мы говорим об интеллигенции, речь идет об элите, конечно. Она вела себя самым непорядочным образом. Во время первой японско-русской войны – 1904 – 1905 годов наша элита, интеллигентная, наши великие писатели и художники после гибели нашей эскадры посылали поздравительные телеграммы японскому императору. В феврале 1917 года вся наша интеллигенция вышла на площади, на митинги, потребовала свобод – и получила их. И тут же Россия погибла. Помните митинги 1991 года? После них страна сузилась до размеров XVII века. Сейчас то же самое начинается! Это не интеллигенция!

Его спрашивали – он отвечал: прямо, глубоко, не боясь оказаться “не на той стороне”, это был человек с четким мнением и позицией. О противоречиях в людях, в народе, о политиках, о мировых проблемах – его мнение было всегда востребованным, и даже если и было спорным, то вызывало уважение. А еще он умел придать уверенности в том, что все можно преодолеть, что у страны и народа хватит сил на многое, и не стоит преувеличивать проблемы, которые того не стоят.

ГОВОРУХИН: Мы видели разные санкции. Мы и интервенцию видели. И каждый раз они, как какая-то мелкая шпана, собираются все вместе. Так Россию разве можно запугать санкциями? Она видела вещи пострашнее санкций.

Он имел право так говорить – и он знал, что говорит: человек, который пережил войну, “оттепель”, застой, распад и расцвет России. И ему нельзя было не верить. Не верилось лишь в то, что Станислав Говорухин уйдет, хотя слухи о его болезни уже просачивались в прессу. В Подмосковье на лечение он попал прямо с “Кинотавра”, где пережил приступ. Все надеялись, что мастеру просто нужно время, чтобы восстановиться, и, как водится, никто не ждал, что придется прощаться.

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация