Авторские материалы Когда наелись "завтраками": как клиентам вернуть свои деньги у закрывшихся турфирм

20 июля 2018, 16:18

Персоны

Столичная прокуратура начала проверку "Натали Турс". Она инициирована после аннуляции всех проданных туров из-за финансовых сложностей компании. Туроператор испортил отдых тысячам клиентам. Многие собираются судиться с руководством "Натали Турс". Им в помощь – памятка Ростуризма для тех, кто заключил договор с туроператором-банкротом. Отдых безнадёжно испорчен, но заплаченные за путевку деньги вернуть можно, уверяют в Ростуризме. Инструкция пригодится и клиентам туроператора "Интрэвел Столешники". В пятницу компания объявила себя банкротом. За рубежом сейчас – около 700 туристов, которые отдыхают по путёвкам этой компании. Обозреватель "Вестей ФМ" Павел Анисимов – подробнее.

Три недели "завтраков": клиенты "Натали Турс" устали ждать и пытаются вернуть свои деньги всеми возможными способами. В конце июня туроператор остановил чартерные рейсы в Европу, а 4 июля аннулировал все путёвки вплоть до октября. Люди пишут претензии, и по закону "Натали Турс" должна ответить в течение 10 дней. Но пока нет ни одного случая реального возврата денег за аннулированные туры, говорит глава правовой службы Ассоциации туроператоров России Надежда Ефремова. Каждый день по телефону АТОР десятки звонков: люди спрашивают, что делать. Пока единственный вариант – идти в суд, говорит юрист.

ЕФРЕМОВА: Туристы, которые имеют договоры с агентствами и приобретали туры у "Натали Турс", у них есть право, которое наступает через 10 дней после подачи в агентство или непосредственно в "Натали Турс" претензии или заявления на возврат денежных средств. Если через 10 дней ответа не поступило или ответ не удовлетворил потребителя, у него есть право обратиться в суд. Судебный процесс, конечно, небыстрый, и туристы это понимают.

В начале недели молчанием "Натали Турс" заинтересовались следственные органы. В пятницу к проверке подключилась московская прокуратура. Там выясняют, правда ли известный туроператор нарушил права своих клиентов? Скорее всего, поводом послужил вал жалоб от обманутых туристов, которым так и не вернули деньги по заявлению. Итоги прокурорской проверки могут подтвердить: да, компания не соблюдает договор, поэтому есть смысл обращаться в суд. Для судьи выводы прокуратуры станут важным аргументом в пользу туристов.

Но есть и другой исход проверки, полагает член Общества защиты прав потребителей Денис Ульянов. В прессе мелькали сообщения, что менеджеры "Натали Турс" пустили собранные за путёвки средства не на оплату брони, а на расчёты по старым долгам. Если прокуроры найдут злоупотребления – то это уже уголовная статья, уверен юрист.

УЛЬЯНОВ: Может результат быть, что "разбирайтесь в рамках гражданского процесса, как это предусмотрено законом". А могут найти какие-то злоупотребления, которые гражданам здесь не помогут, потому что это всё равно остаётся в рамках гражданского дела. Но это может дать дополнительные карты в руки граждан, которые действительно пострадали от невыполнения обязательств со стороны "Натали Турс".

Названия турфирм регулярно мелькают в криминальной хронике. В Саратове посадили директора агентства, который обманул десятки туристов на 9 миллионов рублей: просто собирал деньги за путёвки и тратил их на себя. В Москве ждут приговора директор другого турагентства и двое его подельников. Схема та же, но украли чуть меньше – 5 миллионов рублей.

Долги "Натали Турс" перед своими клиентами в разы больше – около 15 миллионов долларов, но схему одного из старейших туроператоров страны сложно назвать мошеннической. Люди летали на отдых этой компанией не один год и доверяли ей. "Натали Турс", чей уставный капитал – всего 10 тысяч рублей, могла бы ответить взаимностью и объявить себя банкротом. Тогда к компенсации за путёвки подключилась бы страховая компания, где туроператор застраховал три свои дочерние фирмы на 150 миллионов рублей. Денег на всех, конечно, не хватит, но руководство туроператора хотя бы избавит клиентов от долгих походов по судам, объясняет Надежда Ефремова.

ЕФРЕМОВА: Если произойдёт ситуация, когда турист обратился в суд и судебное решение ещё не вынесено, и в этот момент, допустим, у туриста появляется возможность обратиться также в страховой фонд, то турист выбирает тот путь, который ему больше подходит. Если он обращается в страховую компанию, то в судебную инстанцию он заявляет, что все его финансовые требования удовлетворены через страховую компанию. Тогда дело в суде будет закрыто.

Похоже, дело идёт к скорому банкротству "Натали Турс", полагают эксперты. Недаром Ростуризм выпустил памятку, что делать клиентам турфирмы, которая обанкротилась. Прежде всего, успокаивают в ведомстве, даже если компания не выполнила своих обязательств и начала процесс банкротства, – это не повод для отчаяния: заплаченные за путёвку деньги вернуть можно. Главное – найти в договоре название страховщика или гаранта – той организации, которая покрывает финансовые риски.

Большинство тех, кто штурмует пустые офисы "Натали Турс", – сотрудники небольших фирм-партнёров туроператора. Через них продавались путёвки, поэтому туристы несут бумаги с претензиями именно в турагентства, объясняет гендиректор туроператора "Спэйс Трэвел" Артур Мурадян.

МУРАДЯН: Российское законодательство оставило обманутым туристам лазейку взыскивать не только с туроператора, но и подавать претензию в первую очередь к своему агентству. В отсутствии второго ответчика, если "Натали Турс" не явится или не будет участвовать в заседании, то судьи иногда руководствуются законом "О защите прав потребителей", а не законом об основах туристической деятельности, и взыскивают с турагентов. И уже турагенты в регрессном порядке обращаются в суды за компенсацией к туроператору.

Пояснения Ростуризма – что делать клиентам турфирмы, которая обанкротилась – пригодится и клиентам туроператора "Интрэвел Столешники". В пятницу компания с 20-летней историей объявила себя банкротом. Сейчас за рубежом отдыхают больше 700 туристов от "Интрэвел". Впрочем, в Российском союзе туриндустрии уверяют, что у всех оплачены проживание и обратные билеты, так что вывозить никого не придётся. Ответственность турфирмы застрахована в четырёх страховых компаниях на 80 миллионов рублей, но 30 миллионов из них оформлены договором с "Инвестстрахом", у которой в апреле отозвана лицензия. Кстати, там же страховался ещё один туроператор-банкрот – "Матрёшка-трэвел", который в конце июня объявил о своём закрытии. Некоторые эксперты не исключают, что череда банкротств турфирм на этом не закончится.

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация