Авторские материалы Намеренная провокация: израильские летчики прикрылись российским самолетом

18 сентября 2018, 13:50

Персоны

Российский самолет радиоэлектронной разведки Ил-20 был сбит ракетой С-200 ПВО Сирии. Его подставили под удар самолеты Израиля. Об этом заявил официальный представитель Минобороны России Игорь Конашенков. Он отметил, что прикрываясь российским самолетом, израильские летчики подставили его под удар средств ПВО Сирии. При этом Израиль уведомил Россию о планируемой операции в Сирии по горячей линии всего за минуту до удара, что не позволило вывести Ил-20 в безопасную зону. Хроника атаки на российский самолёт – у корреспондента “Вестей FM” Сергея Гололобова.

Связь с экипажем Ил-20 пропала накануне примерно в 23 часа над Средиземным морем в 35 километрах от побережья Сирии. Самолет уже возвращался на авиабазу Хмеймим. На борту пропавшего Ил-20 находились 15 военнослужащих. Это непосредственно экипаж летчиков, а также группа офицеров-электронщиков, которые управляли оборудованием радиоэлектронной разведки.

По данным российского минобороны Ил-20, исчез с радаров во время налета четырех израильских самолетов F-16 на провинцию Латакия. Спустя некоторое время российское военное ведомство выступило с новым заявлением, где сообщило, что Ил-20 хоть и сбила сирийская зенитная ракета комплекса С-200, но израильские военные к этой катастрофе всё равно причастны. Так, министр обороны России Сергей Шойгу в беседе со своим израильским коллегой Авигдором Либерманом заявил, что израильские летчики прикрывались российским Ил-20 и тем самым подставили его под удар сирийской ПВО. Глава военного ведомства России отметил, что вина за сбитый российский самолет и гибель экипажа полностью лежит на израильской стороне.

Также Шойгу напомнил, что Москва не раз призывала Израиль воздерживаться от ударов по Сирии, которые угрожают российским военным. Россия, по словам Сергея Шойгу, оставляет за собой право на ответные шаги в отношении Израиля.

Сами израильские военные первоначально отказались комментировать инцидент в небе у побережья Латакии. А потом, посовещавшись, выразили сожаление. Но при этом отметили, что израильская сторона возлагает ответственность за инцидент на Башара Асада, чья армия сбила российский самолет. Более того, Минобороны Израиля уверяет, что сирийские системы ПВО вели неточный огонь в этом районе, когда израильские самолеты уже покинули зону поражения, в то время как сирийские военнослужащие "не удосужились" проверить национальную принадлежность самолета.

Вместе с тем, представители армии обороны Израиля готовы сотрудничать с Россией по инциденту со сбитым российским самолетом и готовы делиться с Москвой имеющейся у них информацией, говорится в сообщении армии обороны Израиля. Некоторые СМИ также сейчас задаются вопросом, почему не сработала система определения "свой-чужой". Вроде бы и самолет Ил-20, и зенитно-ракетная установка С200 – советского производства, и такие системы на них должны стоять. Эксперты же напоминают, что сирийский С200 – это экспортный вариант, поставляемый за рубеж для иностранных армий. А на таких экземплярах совершенно необязательно должен стоять блок на атаку чужих самолетов, даже если они и ЗРУ произведены в одной стране. К тому же на аппаратном уровне российская авиация и сирийская ПВО не интегрированы. Но если определение "свой-чужой" все таки происходило, то на малых дистанциях система могла ошибиться, полагает военный обозреватель "Вестей ФМ", полковник запаса Михаил Ходаренок.

ХОДАРЁНОК: Когда комплекс производит стрельбу в ближнюю зону, там очень трудно определить дальность до цели. Если еще, плюс ко всему, группа израильских истребителей F-16 действовала в непосредственной близости от нашего самолета, то, вполне возможно, что эта цель воспринималась боевыми расчетами как групповая, и по ней же и был открыт огонь. И когда цель групповая, вполне возможно, что ракеты С-200 перезахватили ту отметку от цели в момент разделения, которая была с наибольшей отражающей поверхностью. А это как раз и оказался, к несчастью, наш Ил-20.

Между тем командование авиабазы Хмеймим организовало поисково-спасательную операцию. В район предполагаемого падения Ил-20 вышли 8 кораблей, в том числе спасательный буксир "Профессор Николай Муров". Также на переходе из Черного моря к месту падения самолета находится опытовое судно проекта 11982 "Селигер". "На его борту имеются телеуправляемые необитаемые подводные аппараты "Супергном" и "РТ-2500", способные погружаться на глубину до 2,5 тысяч метров, а также навигационное и гидроакустическое оборудование", – сказали в ведомстве.

И, по последним данным, место падения Ил-20 обнаружено, его обломки, а также фрагменты тел экипажа и их личные вещи подняты на борта российских кораблей. Напомним, Ил-20 "Лысуха" – самолет радиоэлектронной разведки и РЭБ на базе Ил-18. Он оборудован РЛС бокового обзора, ИК-сканером, оптическими датчиками, системой спутниковой связи для обмена данными в режиме реального времени.

Еще в 15 году американское издание The National Interest отметило, что одной из важных составляющих стремительного успеха боевой авиации России в Сирии стали электронные шпионы – системы радиоэлектронной разведки."Хотя Москва и не назвала носителей разведывательной аппаратуры, в соцсетях появились снимки летающих над полем боя российских самолётов-разведчиков Ил-20М (по кодификации НАТО Coot – "Лысуха")", – пишет издание.

Ил-20 можно использовать для радиоперехвата и сканирования радиоэфиров противника, что дает возможность определять место концентрации сил оппонента. Собственно, как полагают эксперты, местоположение террористических группировок в Сирии во многом и засекалось по их радио- и телефонным переговорам как раз вот "Лысухой", после чего она передавала координаты наземным силам, и следом происходил непосредственный авиаудар.

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация