Картинка

Авторские материалы Шаг за шагом к цифровому будущему: какой будет российская криптоэкономика

19 сентября 2018, 16:52

Персоны

Криптовалюты и майнинг не будут легализованы в России. Депутаты не включили в новый закон о цифровых активах ни одно из этих понятий. При этом гражданам все-таки разрешат выпускать собственные виртуальные "монеты" – токены – и обменивать их на деньги. Это должны быть новые расчетные единицы, созданные под надзором государства и с единственной возможной целью – для привлечения инвестиций в реальный бизнес. Кого и как коснутся эти нововведения, разбирался экономический обозреватель "Вестей FM" Валерий Емельянов.

Новым законом криптоиндустрию как бы поделили на две части: уже существующую (она так и останется уделом любителей) и будущую (она будет больше для профессионалов и бизнесменов). Условно говоря, Россия игнорирует уже существующий биткоин и его аналоги, но разрешает создавать по той же технологии новые блокчейн-платформы со своей внутренней валютой, для которых есть общее международное название – токены.

Технически особой разницы между ними нет. Токены – это цифровые доли в каком-нибудь блокчейн-проекте. Просто они не могут использоваться на сторонних площадках, поэтому больше похожи на акции, чем на деньги. Фактически это – валюта для "своих", тех, кто вложился в данный конкретный сайт, сервис или видеоигру. С ее помощью можно привлекать реальные деньги на развитие фирмы. Это называется ICO – "первичное предложение монет". Можно сказать, что разница между этими монетами и биткоином в одном – токены обычно не претендуют на то, чтобы заменить собой доллар, рубль или еще какую-то реальную валюту, поясняет председатель ассоциации "Электронные деньги" Виктор Достов.

ДОСТОВ: Есть некая общая конструкция, позволяющая делать значимые документы и записи. Если в этих записях содержатся монетарные величины – это криптовалюта, если там записаны условные акции – то это токен и ICO.

И тем не менее токены, создаваемые по российскому законодательству, во многом будут похожи на деньги. Их можно будет свободно обменивать на обычную валюту, в том числе рубли и на другие криптоактивы. Можно ли будет на них приобрести дом или машину, в законопроекте не говорится. Но раз это – аналог ценной бумаги, то обмен токена на недвижимость и прочие активы в принципе тоже будет возможен.

Главное, что отличает будущие российские криптомонеты от любых других нынешних – они не могут быть анонимными. Продавец токенов обязан будет иметь официально зарегистрированное юрлицо или стоять на учете как ИП. Перед выпуском своих цифровых акций он будет обязан предоставить залог в виде реального имущества. Продажа токенов будет возможна только на лицензированных площадках, подконтрольных Центробанку. И покупатели также будут обязаны регистрироваться в торговой системе по паспорту. Ранее предлагалось, что и покупать смогут не все – лишь квалифицированные инвесторы. В итоге остановились на таком варианте: вкладывать можно всем, но будет действовать запрет на агрессивную рекламу, чтобы избежать создания цифровых пирамид для обмана граждан, которые в инвестициях не разбираются. Так, шаг за шагом закон создаст основу для настоящей криптоэкономики, добавляет Виктор Достов.

ДОСТОВ: Я даже готов приветствовать политику таких маленьких шагов, когда регулятор берет что-то относительно понятное, максимально исчерпывающе описывает, а потом пытается на базе вот этого строить другие конструкции. Так что принятие закона о цифровых активах – это достаточно большой шаг вперед, и не нужно требовать немедленного решения, которое бы описывало все и сразу.

Новым законом (хотя, к слову, он еще не принят окончательно) остались сильно недовольны нынешние криптоинвесторы и майнеры. Их обязали платить налоги на общих основаниях, но не предоставили никаких гарантий защиты ни от мошенников, ни от преследования полиции. Ряд деятелей этой сферы уже высказал мнение, что промышленный майнинг (то есть производство криптомонет на электростанциях) умрет, так и не поднявшись. Ранее многие специалисты предсказывали большое будущее России в отрасли размещения дата-центров, где бы на дешевой российской электроэнергии "майнились" все мировые криптовалюты. Бизнесмены уже прикупил для этих целей "фермы" в Сибири. Ожидалось, что в скором времени подтянуться и иностранцы. По новому закону эта деятельность, как и вся сфера обращения криптовалют, регулироваться не будет. То есть "майнить" и спекулировать можно, но на свой страх и риск. В этом нет большой проблемы, считает председатель "Финпотребсоюза" Игорь Костиков.

КОСТИКОВ: Вполне разумно эту тему пока оставить за пределами обсуждения. Я не очень склонен драматизировать ситуацию с отсутствием регулирования. К тому же проблема майнинга, на мой взгляд, начинает потихоньку иссякать. Все больше организаций, которые целенаправленно занимались майнингом, перестают им заниматься, потому что затраты на эмиссию начинают превышать стоимость криптовалоют.

Эксперты говорят, что следующим этапом этой большой цифровой реформы, вероятно, станут смарт-контракты. Это – еще одно направление блокчейна. Оно предполагает, что можно автоматизировать электронный документооборот – например, без нотариуса и даже без чиновников можно будет мгновенно проводить сделки с имуществом. "Умная" сеть сама проверит подлинность прав на недвижимость, подписи покупателя и продавца и выдаст одному деньги на счет, другому – запись в реестре о том, что купленная квартира, дом или участок теперь принадлежат ему. Купить и сразу оформить на себя жилье или машину станет проще и быстрее, чем сходить за хлебом. По крайней мере такое будущее рисуют в своих прогнозах те, кто продвигают новые цифровые законы.

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация