Картинка

Авторские материалы "Давид Бурлюк. Слово мне": отец футуризма в Музее русского импрессионизма

4 октября 2018, 19:09

Персоны

"Давид Бурлюк. Слово мне": выставка с таким названием открылась в Музее русского импрессионизма. Отец футуризма, "художник-трансформер" – он владел всеми стилями в живописи. И выбивался за пределы каждого из них. Бурлюк двигался от реализма к авангарду, "заглядывая" по пути в импрессионизм и кубизм. Ненасытный до творчества художник говорил, что написал за жизнь 1600 картин. И это, возможно, даже преуменьшение. Выставку посетила корреспондент "Вестей ФМ" Анна Владимирова.

"Бурлить всегда, бурлить везде…" – эпатажный и неугомонный Давид Бурлюк словно работал и жил под таким девизом. Он успевал писать картины, сочинять стихи, находить и продвигать таланты. Бурлюк во многом был пионером: устраивал дерзкие художественные провокации, одним из первых распознал талант Маяковского. Подробно познакомить гостей с этим многоликим творцом в цилиндре – цель открывшейся выставки, говорит директор Музея русского импрессионизма Юлия Петрова.

ПЕТРОВА: Имя Давида Бурлюка всплывает в нашей культуре в связи то с одним, то с другим более известным мастером: Ларионов и Бурлюк, Маяковский и Бурлюк, Каменский и Бурлюк, Хлебников и Бурлюк. И Бурлюк как будто всегда рядом с ними кажется фигурой второстепенной. В действительности Давид Бурлюк – ярчайшая личность своего времени, мастер переворачивать с ног на голову все происходящее в художественной среде, новый от работы к работе. Мы постарались показать Бурлюка, каким его знали современники.

Живописи Давид Бурлюк учился в Европе, потом жил и работал в России. В 20-е годы прошлого века он эмигрировал в Японию, а оттуда переехал в США. Постоянные путешествия, буйный нрав и жадность до творчества отразились в картинах художника. Он писал и пейзажи, и портреты, и натюрморты. Ранний Бурлюк – это реалист с элементами импрессионизма. Картина "Портрет матери", которая открывает выставку, сочетанием нежных цветов отсылает к работам Клода Моне. А четкостью линий, вдумчивым взглядом героини, верными пропорциями фигуры – уводит к психологическому реализму. Рассказывает куратор выставки Наталья Свиридова.

СВИРИДОВА: Это художник был, который мог работать в совершенно разных стилях и направлениях и в каждом из них – чувствовать себя совершенно свободно. Это было связано исключительно с его темпераментом, как человека. Это говорит о нем, как о художнике универсальном, который в зависимости от настроения или внешних факторов, требований, например, приезжает в город и понимает: здесь нужно добавить работ таких-то, пишутся работы такие-то. Он все-таки был шоуменом в том числе. Руководствовался амбициями лидера, личности, находящейся на поверхности внимания.

Экспозиция устроена так, чтобы пошагово проследить движение Бурлюка-художника. Импрессионистские пейзажи и фактурная живопись – в первой части. Авангард переходящий в футуризм – во второй. "Портрет песнебойца Василия Каменского" – центральная картина раздела. Бурлюк изобразил своего друга – поэта и первого российского авиатора крупным и мощным. Над полуодетым, мускулистым героем парит обнаженная муза и протягивает ему розу. Торжество плоти, ода вдохновению и немножечко хулиганства – главные "краски" этой картины. Бурлюк был в принципе умелым провокатором, продолжает Наталья Свиридова.

СВИРИДОВА: Была такая история организации Каменским, Маяковским и Бурлюком путешествия по городам России, которое они называли "Всероссийское турне футуристов". Цель была – пропаганда футуризма в поэзии в первую очередь. Они ездили по городам провинциальным и шокировали местную публику. Очень часто эти поэтические вечера заканчивались драками, и им приходилось уносить ноги. Причем Бурлюк иногда писал: "Удивительно, почему в этот раз на меня не кинулись с дракой…"

В японском периоде творчества Бурлюка очевидны восточные мотивы. А картины, сделанные в Америки, – возврат к себе прежнему и часто – повторы собственных работ. Бурлюк хотел стать отцом американского футуризма. Одно из главных полотен того времени – "Рабочие": сильные люди, упрямые лица, густые краски. Картина не была продана, долго содержалась в сырости и сохранилась лишь отчасти – ее фрагмент впервые показан в России.

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация