Авторские материалы Банк не вправе навязывать клиенту страховую компанию
Персоны
Мужчина подал в суд на банк, который повысил ему кредитную ставку. Произошло это из-за того, что клиент оформил договор с другой страховой фирмой. После долгих разбирательств в Верховном суде подтвердили – по закону клиенты вправе сами решать, в какой компании брать страховой полис. Подробности узнала корреспондент "Вестей ФМ" Мария Глазунова.
Все началось с того, что мужчина решил оформить кредит на миллион рублей. В банке его предупредили, что ставка в таком случае составит 14,9 процента годовых. Однако, есть возможность понизить эту ставку до 7,9 процентов. Для этого ему просто нужно оформить личное страхование в предложенной банком компании. Клиент согласился, но немного подумав, решил оформить договор с другой компанией, которая была в списке организаций, одобренных банком.
Через три месяца ставка вдруг поднялась обратно на 14,9 процента годовых. Долгие разбирательства и споры привели дело в Верховный суд. Там встали на сторону мужчины и объяснили – банк не должен навязывать клиенту свою страховую компанию и обещать в таком случае снизить процентную ставку. Каждый клиент вправе сам решать, с кем он хочет заключить страховой договор, главное, чтобы компания отвечала требованиям кредитора.
Как объясняют эксперты, такие случаи не редкость. Главная проблема, доказать, что вам навязали страховку. Эксперт фонда "За права заёмщиков" Александра Пожарская, рассказала о способах, которые могут помочь в такой ситуации.
ПОЖАРСКАЯ: Лучше на руках иметь какие-то документальные доказательства того, что страховка навязана. Так же гражданин может обратиться со своей жалобой в электронную приемную службу по защите прав потребителей Банка России на сайте cbr.ru, также он может обратиться в Роспотребнадзор, гильдию юристов. Лучше это делать сразу, не дожидаясь 14 дней.
Александра Пожарская объясняет, страховку лучше оформить. У такого решения большое количество плюсов. Во-первых, наличие страховки значительно повышает шансы получить одобрение в кредите, во-вторых, это защита от долгов. Человек, оформивший страховку, как правило, чувствует себя спокойнее и уверенней.
ПОЖАРСКАЯ: Если в жизни заемщика произошло какое-то событие, которое не дает возможности исполнять долговые обязательства, страховка поможет справиться с долгами, покрыть полностью долг или часть долгов, и избежать возможных последствий, которые наступают в результате взысканий.
К другим преимуществам страховки эксперты относят – снижение процентной ставки, увеличение максимальной суммы кредита, а также при оформлении полиса банк охотнее продлевает срок договора.
Отказаться от страховки в случае добровольного страхования можно. Для этого существует "период охлаждения" – время, в течение которого страхователь может расторгнуть договор и вернуть деньги. Этот срок чаще всего составляет 14 дней. Оформить такой отказ достаточно просто – нужно подать письменное заявление в страховую компанию или банк. Если "период охлаждения" закончился, от страховки всё равно можно отказаться, однако, получить потраченную сумму целиком не получится, вернут только часть денег. А также, при возврате страховки банк имеет право поднять процентную ставку по кредиту.