Авторские материалы Новый номер со старыми проблемами: чем опасны "грязные" сим-карты

13 ноября 2018, 13:51

Персоны

Абоненты все чаще жалуются на "грязные" номера. При покупке мобильной сим-карты им достаются проблемы прежних владельцев. Например, приходят чужие рассылки и поступают звонки от неизвестных людей и организаций. Эксперты говорят, что с годами ситуация будет только хуже. Номерной фонд давно исчерпан, в продажу запускаются одни и те же комбинации. Обозреватель "Вестей ФМ" Валерий Емельянов продолжит тему.

Подержанные мобильные номера становятся проблемой федерального масштаба. В салонах связи больше невозможно купить "чистую" сим-карту, которая бы никогда не была в обращении. Связано это с тем, что операторы полностью исчерпали выделенный им номерной фонд и вынуждены использовать выбывающие сим-карты по второму-третьему кругу. Количество комбинаций для обычных 7-значных номеров составляет чуть более полумиллиона штук. За счет префикса операторов (это три цифры типа "903" – у "Билайна" или "926" – у "Мегафона") число вариантов расширяется в несколько десятков раз, но этого все равно недостаточно для потребностей столь крупной страны. Если учесть, что некоторые граждане и компании имеют по нескольку номеров, то понятно, что с каждым годом все больше людей будут попадать в ситуацию, когда их номер уже за кем-то числится, рассуждает ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин.

МУРТАЗИН: Каждый год у нас продается порядка 100-120 миллионов сим-карт. Если раньше сим-карта до года была в "отстойнике", то сегодня она выводится на рынок уже через полгода, а то и раньше. Если старый владелец был достаточно активен, то сим-карта может иметь различные подписки на информацию или номер привязан к карте "Сбербанка".

Не раз бывало, что люди оформляли на себя подержанный номер, а потом получали чужие кодовые эсэмэски от банка. Некоторые из этих историй закончились плачевно. Например, новый владелец номера с помощью цифровых команд переводил деньги с карты бывшего владельца на свою собственную. Прежний хозяин симки обращался в полицию, та вычисляла нового, и он, как правило, отправлялся в тюрьму по статье "Кража".

Впрочем, от такого поворота еще можно застраховаться – нужно лишь вовремя сообщить в банк, что у вас поменялся номер. А вот если на прежнем владельце висели кредиты, то здесь все гораздо хуже. Коллекторы имеют полное право регулярно звонить с требованием погасить долг. Обычно абоненты сразу сообщают, что владелец номера поменялся и просят исключить их из базы. Но на практике это почти никогда не работает. Проще поменять номер на другой, пока не раздали его всем знакомым, говорит президент компании "Интернет и право" Антон Серго.

СЕРГО: В законодательстве этот вопрос не решен. В принципе, можно предъявлять претензии прямо к оператору. В данном случае из-за его недобросовестности абонент получает эти звонки, а возможно, и несет дополнительные расходы. Думаю, оператор на это предложит поменять номер в упрощенном порядке, чтобы избежать огласки и перевода проблемы в публичную плоскость.

С годами дефицит номеров будет только усугубляться, уверены эксперты. Кроме того, что номерной фонд в принципе устаревает (люди умирают, им на смену приходит следующее поколение), сейчас все больше симок выбывает из оборота для поддержания так называемых "умных" приборов. Это датчики, в том числе коммунальные, с дистанционной связью: автоматические двери, системы сигнализации, видеокамеры с онлайн-трансляцией и бытовые приборы, подключенные к Интернету – вплоть до пылесосов и холодильников. Все они используют обычные сим-карты, которые ранее принадлежали кому-то, а в будущем могли бы быть вставлены в телефон. Есть, впрочем, альтернативное мнение, что мобильная связь в своем классическом виде "умрет" раньше, чем иссякнет номерной фонд. Комментирует интернет-омбудсмен Дмитрий Мариничев.

МАРИНИЧЕВ: Быстро или медленно, но мы отойдем от номерной емкости и, соответственно, номера человека и перейдем на самого человека с неким набором идентификаторов, по которым до него можно будет дозвониться. Принцип дозвона радикально изменится, он пойдет поверх сети. Это не коммутированный канал, а пакетная связь по принципу мессенджера, когда вы звонили, совершенно не задумываясь, какой номер у человека.

Предполагается, что в недалеком будущем у каждого будет строго личный цифровой аватар, который станет и номером для связи, и аккаунтом в соцсетях, и средством платежей со своего банковского счета. Но пока еще не наступили эти светлые времена, бороться с проблемными симками приходится своими силами. Так, например, коллекторам можно пригрозить жалобой на незаконное использование персональных данных. Если они не уберут из базы ошибочный номер (хотя новый владелец просил его оттуда удалить), то организации могут выставить солидный штраф – до 150 тысяч рублей. Назойливые эсэмэски можно останавливать командой "стоп" – просто отправить это слово в ответ на спам.

В других случаях, например, когда социальная сеть блокирует вас за грехи прежних хозяев номера, придется потрудиться. Нужно написать в техподдержку сайта, приложить копию договора с оператором и потребовать разблокировки. Правда, нет никаких гарантий, что они это сделают. Такие вопросы всегда на усмотрении местного администратора или менеджера.

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация