Актуально Охоту на пиратов надо бы повторить...

18 января 2019, 12:20

Персоны

Восемь-девять лет назад наши боевые корабли провели масштабную охоту на пиратов у берегов Сомали. Похоже, её пора повторить, только теперь уже у берегов Нигерии и Бенина. Там с новогодних праздников томятся в плену шестеро российских моряков с судна-контейнеровоза МSС Mandy, шедшего под флагом Панамы. Пираты требуют за них выкуп. Освобождением пленников уже вовсю занимается МИД.

Точка зрения руководителя Центра политэкономических исследований Василия Георгиевича Колташова.

Ряд отечественных СМИ задаются вопросом, а не пора ли к переговорам, кроме МИД, подключить уже и Министерство обороны? Эксперты не исключают, что для освобождения пленённых российских моряков может понадобиться и силовая операция.

В. Колташов: Думаю, что здесь Министерство обороны должно быть подключено. И это неизбежно. Когда ситуация заходит так далеко, без военных обойтись едва ли возможно.

Но я вижу здесь ещё две проблемы.

Первая проблема – это жуткий социальный кризис в тех странах, где существует так называемое "пиратство". Потому что пиратство это в основном прибрежное, далеко они заплыть не могут. Корабли там тоже ходят недалеко от побережья, но здесь эта проблема должна ещё решаться и на государственном уровне. Если эти государства не могут справиться с преступными организациями, действующими на их территории, значит, в этих государствах как-то должно быть изменено правительство, может быть, должен быть назначен какой-то международный патронаж для решения проблемы. То есть, здесь мерами одного государства ничего не решить.

Другая проблема касается флага. Пострадали, конечно, российские моряки, но почему их нанимателем была компания, которая не зарегистрирована в России? Мне кажется, если Российское государство должно решительно защищать своих моряков и освобождать их во что бы то ни стало, российские моряки должны ходить на кораблях с российским флагом. То есть, нужно провести деофшоризацию флота.

Это поможет, если пираты увидят российский флаг на судне?

В. Колташов: Конечно. Если вы будете создавать репутацию своего флага, то и поведение пиратов, несмотря на то, сколько их там будет, тоже будет зависеть от флага. Они будут знать, что в случае с офшорным флагом, у них никаких проблем не будет. Захватывай, шантажируй, грабь, и всё это сойдёт с рук. А вот в случае, если они будут действовать в отношении флага великой державы, то тогда они получат полный комплект проблем, включая внешнеполитическое и даже военное вмешательство в регион.

К тому же ситуация с пиратами ставит вопрос и о том, до каких пор мы будем поддерживать морскую свободу торговли, почему корабли под любыми флагами с любыми товарами могут к нам приходить? Не пора ли в России провести, во-первых, деофшоризацию флота, чтобы российские суда вернулись под национальный флаг, а, во-вторых, подобно тому, как некогда англичане сделали, не допускать, чтобы любые компании могли перевозить к нам любые товары. То есть, если товар китайский, значит, он должен прибыть в Россию на судне с китайским или с российским флагом, но никак не под флагом офшора.

Но российские моряки имеют право работать на зарубежные компании. В данном случае именно это и произошло. А то, что вы предлагаете, будет накладывать ограничения на российских моряков и лишать их возможности работать на судах под флагами других государств…

В. Колташов: Для моряков нет, для компаний в первую очередь. Моряки как наёмные работники имеют право работать где угодно, но в этом случае они берут на себя ответственность и риски. И в подобных случаях Панама или какое-то другое маленькое государство берут на себя всю ответственность по освобождению моряков. Потому что эти моряки попали в проблему под флагом этого государства. Это вопрос касается не только того, надо ли освобождать российских граждан, а их нужно освободить, но и необходимости изменить политику в отношении морской торговли и флага. Это очень важный экономический вопрос. И очень хорошо, что он сейчас может быть поставлен в связи с этим инцидентом.

Что делать в данном случае? Пойти на уступки бандитам и заплатить деньги? Или пытаться бороться за каждую жизнь? Как правильнее поступить?

В. Колташов: Едва ли можно просто решить этот вопрос. Если моряков выкупить сейчас, то в следующем году придётся выкупать в десять раз больше моряков, которые попадут в плен пиратам под любыми флагами, в том числе под флагом Греции или, может быть, Южной Кореи. Да какой угодно может быть флаг, а претензии будут к Российскому государству? То есть, наши моряки попадут в неприятности по месту работу, а освобождать их будет Российская Федерация? Понимаете, какая проблема! Почему я и сказал про проблему флага.

С другой стороны, есть правительства в каждой из этих стран. Необходимо ставить вопрос перед ними о ликвидации этой проблемы и выставлять претензии этим правительствам, потому что они допускают существование этой проблемы. Понятно, что за морским пиратством в мире стоит глубочайший социальный кризис, нищета, дикость, отсутствие любой власти, отсутствие работы у людей, экономики как таковой, поэтому пиратство – это, по сути, и есть экономика, которая в этом регионе возникла или существует. Таких мест в мире несколько, но по-другому сделать не получится.

­Охоту на пиратов надо бы повторить...

Актуально. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация