Отзвуки театра с Александром Калягиным Анна Каменкова-Павлова: бескомпромиссность дарования
Дебют этой актрисы в кино состоялся в шестилетнем возрасте... Детсадовскую группу вывели на прогулку в сквер Большого театра; ребята как обычно бегали, прыгали, а затем обратили внимание: у одной из скамеек какие-то люди просили ребят постарше почитать стихи.Детишки сгрудились вокруг, наблюдая за происходящим. И тут маленькая Аня вышла вперед и, не моргнув глазом, потребовала: "А теперь слушайте меня!"Как оказалось, представители киностудии искали исполнителя детской роли в картину "Девочка ищет отца". Бойкая девчушка им понравилась, и вскоре режиссер Лев Голуб утвердил Аню на роль дочки партизана...
Фильм имел большой зрительский успех. Он демонстрировался на отечественных и зарубежных кинофестивалях, собрав немало престижных наград. Немало этому способствовала естественная, достоверная игра Ани Каменковой: она безраздельно верила в "предложенную игру" и плакала в кадре по-настоящему. За эту работу на II МКФ в Мар-дель-Плата в Аргентине Аня получила свою первую награду...
Актриса Анна Семеновна Каменкова-Павлова, заслуженная артистка России, лауреат Специальной премии за лучшее исполнение женской роли на II МКФ в Мар-дель-Плата, Аргентина (1960 – за фильм "Девочка ищет отца"), лауреат Приза за лучшую женскую роль на ВКФ в Ашхабаде, лауреат Приза жюри и премии за лучшую женскую роль на XIII Всесоюзном фестивале телефильмов в Душанбе – гость этой программы...
- После оглушительного успеха в картине "Девочка ищет отца" родители не позволили Ане продолжать карьеру, начатую в столь юном возрасте, однако и не дали угаснуть ее способностям: девочка посещала студию художественного слова Дворца пионеров, а в 1970-м году поступила в Высшее театральное училище имени Щепкина на курс Царева, дебютировала на сцене Малого театра в спектакле "Средство Макропулоса" по пьесе Чапека. А после получения диплома актриса была принята в труппу Театра на Малой Бронной, которой в то время руководил Анатолий Эфрос.
В 1980-м году Анна Каменкова вышла замуж за своего коллегу по театру Анатолия Спивака, и у нее родился сын Сергей... Сын – актер? Бизнесмен?
Анна Каменкова-Павлова: Сын окончил юридический факультет Высшей школы экономики, причем поступил самостоятельно на бюджетное отделение – я туда и носа не показывала. К театру он был как-то... равнодушен... Он в общем-то не видел на сцене ни меня, ни отца. А на удивленные вопросы отвечал: в театре – для всех, а мне нужна моя мама... Но вот года два назад у меня был моноспектакль, и на поклонах я увидела: ко мне идет молодой человек с букетом; подходит к сцене, и я вижу, что это мой мальчик! У меня – почти шок: ты что, смотрел? – спрашиваю, забирая цветочки. – Да, мам, – отвечает. И ему это трудно далось: первые десять минут, – рассказал он мне, – его просто выворачивало, все в нем сопротивлялось. А потом, как он сказал, – он уже "въехал", включился...
Сейчас сын занимается авторскими правами английских и французских драматургов в России; он все равно вошел в театральное русло, что меня радует. Он безумно увлечен, много читает пьес, даже переводит какие-то и, кажется, неплохо...
- Поговорим о кино... Сейчас на телевидении идет много зарубежных фильмов, и изумительный голос Ани Каменковой мы слышим почти все время, причем в очень хороших картинах и из уст великих, выдающихся актрис... С какими актрисами было приятно работать?
Анна Каменкова-Павлова: Мерил Стрип, Катрин Денев, Шэрон Стоун – "Основной инстинкт"; Анни Жирардо... Прекрасные актрисы и женщины, талантливые и необыкновенной красоты... И, знаете, чем талантливее, тем, как ни странно, работать легче: так внятно и понятно они ведут мысль и то, чего хотят достичь, что только бы дотянуться, допрыгнуть... Но зато знаешь, по крайней мере, куда прыгать!
Нет, бывают ситуации, что не ложится, не подходит: голос – отдельно, актриса – отдельно... Но у меня же потрясающая школа – моя первая картина – "Ромео и Джульетта" Дзеффирелли, где работали такие мастера как Сева Ларионов, Ирина Карташова... Я тогда ничего не умела, я сидела в зале и смотрела, как они работают. Блистательно! А я подходила к микрофону и что-то шептала, шептала... Ко мне подошел Сева и сказал: "Детка! Ты думаешь, что начнется запись, и ты все сыграешь? Если уж подошла к микрофону – работай! Сразу..."
В жизни Анна Каменкова так же бескомпромиссна, как и ее героини. Принципиально избегая встреч с прессой, Каменкова не спешит изливать свою душу, считая, что ничто не скажет об актрисе лучше, чем ее роль...
(Слушайте беседу с Анной Каменковой-Павловой в записи эфира "Радио России").
Анна Каменкова-Павлова: бескомпромиссность дарования