Авторские материалы Пусто – не значит свободно: Минстрой предлагает бронировать парковки
Персоны
В Москве может появиться система раннего бронирования парковочного пространства. Такие планы озвучили в Минстрое. Бронь можно будет оформить через мобильное приложение, а за парковку на чужом, пускай даже внешне и пустом, месте водителям придется заплатить штраф. Возможную технологию раннего бронирования парковок изучил корреспондент "Вестей ФМ" Сергей Гололобов.
В теории всё понятно: автомобилист, рассчитывающий быстро и наверняка припарковаться, например, возле поликлиники, выбирает в приложении для смартфонов свободную стоянку и её бронирует. С этого момента никто занять её не в праве. После чего он спокойно подъезжает и паркуется. В принципе, идея логичная, признают все эксперты. Но вот только техническая реализация её вызывает сомнения. И главный вопрос – как автомобилисты, которые не бронировали парковочные места, будут понимать, свободно место или уже арендовано? Резонный ответ – посмотреть в приложении: забронированные парковки там будут обозначены иным цветом, нежели свободные, поясняет Директор Центра исследований транспортных проблем мегаполисов НИУ ВШЭ Константин Трофименко.
ТРОФИМЕНКО: Допустим, когда бронируете место в самолете, там показывается, что это место свободно, а это – занято. И вот примерно то же самое. Вы карту открываете, а там размечены парковочные места: одно – красное, другое – зеленое. Даже если там физически не стоит машина, а цвет красный, то всё равно парковочную сессию начинать нельзя. Соответственно, если всё-таки туда машину поставите, то это будет считаться нарушением режима парковки.
Но не каждый автомобилист может четко оценить свое местоположение и вообще понять, возле какой парковки он проезжает. Тем более всю эту сверку по карте ему придется делать на ходу, за рулем, со смартфоном в руках – что уже само по себе наказуемо. Тем более что штрафы за это обещают поднять. Понимая такую проблему, сторонники идеи предлагают вмуровать в асфальт нажимные пластины, соединенные с датчиками. Проезжая мимо них, в том же мобильнике сработает сигнал, что данная конкретная парковка свободна, а вот рядом уже забронирована. Также эти датчики перешлют в приложение информацию, что на стоянку уже физически заехала машина. Но, конечно, всё это слишком сложно и наверняка дорого, рассуждает автоэксперт, редактор сайта "Осипов.про" Андрей Осипов.
ОСИПОВ: Даже оборудовать каждое парковочное место, а их сотни тысяч только в Москве, – представляете, какие это огромные деньги из бюджета, которые вряд ли отобьются?! Да и вообще, эта идея звучит очень странно. Хорошо, вот я проезжаю по дороге, вижу кучу свободных парковочных мест. У меня начинает пикать смартфон, что я не могу туда поставить, потому что оно кем-то когда-то было забронировано. Это что за неравные условия для всех автовладельцев?
Второе предложение предусматривает наличие живого парковщика. Он сверяется с картой в мобильном приложении и ставит пластмассовые конусы на то место, которое уже забронировано. Тоже сомнительный вариант, размышляет автоэксперт Вячеслав Субботин.
СУББОТИН: Забронировал ты это место через приложение, сказал, что оно моё. Здорово! Но кто возле этого места стоять будет? Человек из МАДИ будет ходить с палочкой, поставит знак, поставит красный конус, чтобы сюда никто не заезжал? Это не получится. Другое дело, если это будет организованная парковка, где будут какие-то технические сооружения – не знаю, столбик будет выезжать на этом месте.
И это – третье предложение специалистов – оснастить парковки, предположим, автоматическими столбиками. Похожая технология работает в Китае. Если стоянку кто-то забронировал, то столбик выезжает или поднимается барьер, и место отсекается, ожидая своего арендатора. Правда, опять же, в Москве более 100 тысяч уличных парковочных мест. Если оборудовать их все механическими заграждениями, то выйдет еще дороже, чем датчиками, уверен Вячеслав Субботин.
СУББОТИН: Бронирование – штука хорошая. Другое дело, реализовать её практически невозможно. Можно колышки сделать выезжающие – это безумно дорого. А еще обслуживать их безумно дорого. Поэтому это остается лишь мечтами.
Также никто пока не объяснил, что произойдет, если парковка со столбиком превратилась в один большой сугроб – что у нас бывает часто. А за нее ведь уже заплачено. О конкретных финансовых условиях брони тоже пока ничего не известно. Но по опыту всех прочих видов предварительной аренды ясно, что она не бесплатна. Видимо, так же должно быть и в случае бронирования парковок, считает Константин Трофименко.
ТРОФИМЕНКО: Либо это платная услуга, которая стоит сопоставимых денег с самой парковкой. Либо это можно сделать только там, где не такой большой парковочный спрос. Потому что, представьте, вы приезжаете куда-то – всё пусто, а вы парковаться не можете, потому что всё везде забронировано. Естественно, это только раздражение вызовет, и вполне обоснованное.
Уточним, что речь в предложении Минстроя идет именно о придорожных парковках, а не о местах в подземных и прочих охраняемых паркингах. Там разнообразные варианты бронирования стоянок уже существуют и работают вполне успешно.