Неизвестная планета Современная драматургия: тенденции и перспективы
Татьяна Розова: Если говорить, почему театр как явление не умрет, – скажу как актриса: это чудо, взаимообмен, который случается каждый раз, когда актер на сцене. Станиславский сказал когда-то, что если идти по школе переживания (или проживания), то каждый спектакль – разный, потому что у каждого спектакля – разный зритель...
- У Булгакова в "Театральном романе" одна из героинь, когда ей принесли очередную пьесу молодого драматурга, замечает: зачем вы пишете? Ведь все уже написано до вас, – Островский, Мольер, прочие Шекспиры.. Пишут ли сегодня новые пьесы?
Татьяна Розова: Вовсю пишут! Мой отец Виктор Розов был настоящим драматургом; много лет он преподавал в Литинституте и говорил: на прозу – условно – сто человек на место, на поэзию – двести человек на место, а на драматургию – полтора. Потому что сложно... Драматургия как область литературы сложна. Об этом пишет в письмах Некрасов, пишет Чехов...
Но почему надо писать пьесы, почему не обойдешься Островским, Чеховым, Тургеневым, даже Пушкиным? Есть современные темы, современные развороты, темпы, ритмы, без которых не обойтись, которых они не знали. Но я иногда прихожу в отчаяние, иногда – злюсь оттого, что в подавляющем большинстве случаев наш театр стал режиссерским. Им неважно, что написал автор, неважно, какие е него актеры. Сплошь и рядом это самовыражение режиссера! И на вопрос, почему он так делает, вы получите ответ: а я так прочел Чехова!..
А вот оценивает ли зритель подробные трактовки и интерпретации? Зритель, как и читатель, и любитель кино, – человек ведомый. Если он приходит в хороший театр, – он уже пришел! А если там еще и хорошая музыка, костюмы, декорации (или остроумное отсутствие их!) – зритель клюет, и это нормально. Я говорю тем, кого учу: мы – врачи. Мы прописываем лекарство. Нелепо ведет себя больной, который пришел к врачу и говорит, что знает, какое лекарство ему необходимо. Или не ходи к доктору, или слушай специалиста! И поэтому наша задача – не обманывать. Мы должны работать честно, давать хороший продукт, от которого человек становится лучше. Уж простите за идеализм...
(Слушайте интервью с Татьяной Розовой в записи эфира "Радио России").