Картинка

Отзвуки театра с Александром Калягиным Николай Максимов: "Без партии в шахматы мы ни одной роли не начинали..."

5 мая 2019, 11:30

Если можно говорить о непосредственном строителе, создателе театра – это Николай Митрофанович Максимов. Художник-гример, орденоносец, заслуженный деятель искусств, – он действительно легенда театра...

В 1943 году двенадцатилетним мальчиком он пришел во МХАТ, где проработал пятьдесят лет. Максимов работал и дружил со многими великими актерами: Кедров, Ливанов, Станицын, Кнебель, Попов, Раевский, Смоктуновский, Ефремов, Додин, Гинкас, Стуруа, Гончаров – все эти имена много значат для каждого человека, соприкасающегося с историей театра или просто любящего театр. Николай Митрофанович – потрясающий рассказчик, он умеет не только великолепно гримировать.

- Вообще от гримера в театре зависит очень многое. Это не просто приклеить усы, сделать актеру "легкую небритость" или прическу; руки гримера умеют настраивать актера, настраивать его внутреннее состояние на этот спектакль. Поверьте мне: перед спектаклем актера касаются руки только двух человек: костюмера, который одевает тебя, и гримера, который гримирует. И оттого, какие ты видишь глаза, как он с тобой разговаривает, как кладет грим, зная твое лицо и не делая лишних движений, не суетясь, зависит твой настрой. Ты в это время можешь повторять текст, сидя перед зеркалом, думать о роли или иных вещах. Но этот человек умеет настроить актера на роль. И здесь, пожалуй, даже режиссер уже на втором месте...

Николай Максимов: Подготовка актера включает разные моменты. В спектакле "Шейлок" ли, до этого – в Художественном театре – в спектакле "Так победим!" образ Ленина или, скажем, Феди Протасова...

Без партии в шахматы мы никогда ни одной роли не начинали. Это была необходимость сосредоточения, вхождения в театральную атмосферу, которую мы уже создали при помощи шахмат. Это останавливало постороннюю для театра, для сцены, роли информацию, атмосферу. Это было главным. И если нам удавалось раздвинуть эту постороннюю атмосферу, оставить ее где-то в стороне, а чистое место оставить для роли, то дело было сделано, и шахматы нам всегда помогали в этом...

------------------------------------------------------------------

"Художественный театр стал для него своего рода профессиональной школой, здесь он работал с великими мастерами театральной сцены. В этой области трудно найти профессионалов, равных ему, – писала пресса, когда Николай Митрофанович отмечал 80-летний юбилей. – Максимов – автор портретного грима сотен ролей, и в создании этих театральных образов он по праву может называться таким же творцом, как и артист, режиссер, художник. Режиссеры и актеры, с ним работавшие, по-настоящему ценят его мастерство..."

(Запись беседы с Николаем Митрофановичем Максимовым слушайте в аудиофайле)

Отзвуки театра с Александром Калягиным. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация