Неизвестная планета Коран: синтез Священной книги и традиций народов Пояса древних цивилизаций
- Хаджи – указание на то, что вы совершили хадж – паломничество к святым для мусульман местам...
Ахмад Хаджи: Я совершил хадж дважды, а недавно всей семьей мы совершили умру – малый хадж. Умра, в отличие от большого хаджа, который делается в определенное время и по строгому ритуалу, не привязана ко времени, а ее ритуал менее строг по сравнению с хаджем. Шесть дней хаджа связаны с лунным календарем (собственно, все мусульманские праздники связаны именно с лунным календарем); в 2019 году эта дата приходится на август.
Когда прибываешь в Мекку, первое впечатление – ощущение нереальности всего происходящего. Впечатление особенно усиливается в "Запретной мечети" – Масджид аль-Харам, где и совершается умра. Огромное количество разноликих, разноязычных людей, причем, во время хаджа выясняется, что арабский язык знают процентов двадцать паломников. При этом все умудряются как-то понимать друг друга, когда, скажем, пуштун общается с негром, а турок – с немцем...
- Чтение Корана – обязанность? Коран многие воспринимают как свод законов и обязательных к исполнению правил...
Ахмад Хаджи: Чтение Корана во время намаза – одна из составных частей. А чтение Корана как части религиозного служения – это часть культовой практики. Коран – это, конечно, одна из основ законодательства, хотя и не само законодательство... Собственно, кроме коранической традиции, есть и масса местных традиций. ислам пришел не на пустое место, – у всех народов, которые его восприняли – от арабов до Африки м Юго-Восточной Азии – кораническая традиция накладывается на местные традиции. Хотя сам Коран, его текст, безусловно, остается неизменным...
(Слушайте беседу с Ахмадом Хаджи в записи эфира "Радио России").