Лейтмотив «Все за распределение, но поближе к кухне»
Персоны
Нужно ли возвращение системы распределения выпускников вузов? Применим ли советский опыт в условиях рыночной экономики? Руслан Быстров обсуждает эту тему в эфире «Вестей ФМ» с доктором исторических наук, ректором РГГУ Александром Безбородовым, писателем и историком Александром Васькиным, председателем Общероссийской общественной организации "Всероссийский студенческий союз" Олегом Цапко и президентом портала Superjob.ru Алексеем Захаровым.
БЫСТРОВ: Александр Борисович, скажите, пожалуйста, существует ли что-то похожее на систему распределения сейчас в российских вузах?
БЕЗБОРОДОВ: Механизм таков: работодатели в обязательном порядке работают в экзаменационных комиссиях, которые принимают к защите выпускные квалификационные работы, на экзаменах присутствуют, и имеют возможность высказаться, участвовать в выставлении оценок. И обратить внимание на тех молодых людей, выпускников бакалавриата, которые могли бы после окончания того или иного вуза, например, РГГУ, пойти к ним работать в фирму, организацию и так далее. Пока это так выглядит.
БЫСТРОВ: То есть это не обязаловка. Просто работодатель смотрит на талантливых студентов, и потом приглашает их на работу?
БЕЗБОРОДОВ: Не обязаловка точно!
БЫСТРОВ: А существует ли сейчас какой-то заказ от отдельных компаний? Например, компания оплачивает обучение того или иного молодого человека и потом берет его к себе работать уже в обязательном порядке!
БЕЗБОРОДОВ: Если опираться на опыт Российского государственного гуманитарного университета, речь идет о взаимодействии не с компаниями, а с нашими организациями, партнерами – мы с ними работаем уже много десятилетий. Это система федеральных и нефедеральных государственных архивов. Мы очень активно взаимодействуем в этом ключе с Мосгорархивом, и от них заказ поступает и на магистрантов, и на бакалавров. Это заочная и очно-заочная формы обучения. Осуществляется оплата со стороны заказчика, и наш выпускник направляется туда на работу. Практически в обязательном порядке.
БЫСТРОВ: А архивы – это же государственные учреждения, я правильно понимаю?
БЕЗБОРОДОВ: Безусловно! Поэтому я и говорю, не фирмы и компании, а государственные организации.
* * *
ВАСЬКИН: Впервые распределение было узаконено в 1933 году. Как вы помните, была активная индустриализация, строилось огромное количество предприятий по всему Советскому Союзу, и, в основном, кстати говоря, не под Москвой, а в отдаленных областях и краях. Тогда обнаружилась нехватка инженерных кадров. Было принято специальное постановление ВЦИК СССР, в котором подробно описывалось, что студенты, которые учатся в государственных институтах, обязаны в течение 5 лет отработать на предприятиях, распределение на которые они получили. Соответственно, эти люди обеспечивались всем необходимым. Естественно, материальным довольствием, пока они не доезжали до этих отдаленных предприятий. Были предусмотрены льготы.
Вообще эта система советская была тщательно продумана, конечно, потому что молодой специалист... Я вам напомню, фильм была такой – «Семь стариков и одна девушка». Вы помните, она никак не может уволиться оттуда, эта молодая специалистка? Ей говорят: «Мы никак не можем вас уволить!» – потому что профком за молодого специалиста горой. Чуть ли не решение вышестоящего руководства нужно было, чтобы уволить молодого специалиста! Предусматривалась очередь на квартиру – приоритетная для молодого специалиста опять же! То есть все для того, чтобы выпускник московского института, который приехал, например, в город Кызыл-Орда, остался там на всю оставшуюся жизнь.
* * *
БЫСТРОВ: Студенты-то как к этому относятся?
ЦАПКО: Вы знаете, очень по-разному. Потому что есть, конечно же, студенты, которые, когда поступали, планировали, что сами выберут будущее место работы. И, конечно, подобного рода студенты воспримут в штыки, если их принудительно отправят куда-то отрабатывать. Потому что они проходили через большой конкурс, и никто при поступлении им не говорил, что их потом...
БЫСТРОВ: Я думаю, что это уже новый набор будет. И вряд ли это коснется тех, кто уже учится!
ЦАПКО: Конечно! А вот если студенты, которым предложат добровольно куда-то поехать, и они захотят – это очень хорошая история! Плюс то, что вы говорите: те студенты, которым в самом начале предложат куда-то поехать, и они поступят на каких-то особых условиях. У нас же есть целевые приемы, правильно?
* * *
ЗАХАРОВ: Знаете, Superjob исследовал эту тему внимательно, по поводу распределения, и действительно огромное количество людей за возвращение системы распределения. Но когда мы начинаем копать вглубь этой истории, то выясняется, что люди совершенно не понимают, чего они хотят, потому что те, которые голосуют за возвращение системы распределения, они голосуют за то, чтобы я приехал учиться в Москву, меня выучили и распределили в институт Склифосовского или в ЦКБ...
БЫСТРОВ: Поближе к дому!
ЗАХАРОВ: Поближе к кухне, поближе к высоким зарплатам, поближе к московской инфраструктуре, и я вот очень хочу, чтобы меня распределили, потому что я-то – оболтус, и у меня мало шансов найти такое рабочее место, но я его очень хочу, и желаю, что вернулась система распределения, которая меня будет распределять именно туда, куда я хочу!
Полностью слушайте в аудиоверсии.
Лейтмотив. Все выпуски
- Все аудио
- Лейтмотив