Авторские материалы Подпольные парфюмеры: как косметический контрафакт стал одним из самых прибыльных видов бизнеса в России
Персоны
В Подмосковье «накрыли» цех по производству поддельной косметики. На подпольном предприятии производили парфюмерный суррогат и фасовали его в брендовую упаковку. Это была одна из крупнейших подобных операций за несколько лет. В цехе обнаружена производственная линия на 24 станка. Из чего делают подпольную косметику и как она попадает на прилавки – выяснял экономический обозреватель «Вестей ФМ» Валерий Емельянов.
Косметический контрафакт – один из самых прибыльных видов бизнеса в России, а, возможно, и во всем мире. Себестоимость баночки крема или флакона духов – не больше 20 рублей. Но если упаковать их в брендовую коробку, то можно поставить в торговую точку за несколько тысяч рублей.
По своему составу контрафактные парфюм и косметика примитивны до предела. Из редких полицейских сводок можно узнать, что, например, кремы делают из смеси воды и глицерина, а духи – из технического спирта с ароматизатором. Бывало, что в ходе операции косметический цех находили прямо в квартире жилого дома. Изготовить подделку может даже школьник, сносно знающий химию. А если нужно создать более или менее крупное производство, подойдет любой подвальное помещение или гараж, говорит доктор биологических наук Александр Куликов.
КУЛИКОВ: Да, в принципе это возможно. Может, не совсем в домашних условиях, но если снять более или менее приличный подвал, оборудовать его – то это вполне реально.
Один такой цех приносит своим хозяевам несколько миллионов долларов в год. Затраты – в основном на работников. Оборудование – стандартное, но можно обойтись и без него. Так, в ходе задержания одной из "банд парфюмеров" обнаружилось, что кремы месили прямо в ведрах лопатами, шампуни разбавляли в миниатюрной бетономешалке, а духи разливали из бутылей для растворителя. Хозяев таких цехов, как правило, никогда не застают на месте. Бизнес они организуют через подставных лиц или вообще из-за границы. Например, одно время в Люберцах действовало крупное производство, основанное выходцами с Ближнего Востока. Их продукцию можно было встретить в переходах и на развалах. Супердешевый парфюм якобы из Европы, продаваемый в Рунете, тоже зачастую из таких партий, предупреждает исполнительный директор Российской парфюмерно-косметической ассоциации Александра Скоробогатова.
СКОРОБОГАТОВА: Около метро останавливаются машины, открывают багажник и продают. Естественно, там ничего не надо покупать, если вы не хотите нарваться на что-то непонятное. Также не стоит доверять неизвестным интернет-магазинам, сайтам-однодневкам и непроверенным каналам, например, продавцам в Instagram.
С каждым годом подпольные цеха все лучше имитируют брендовую продукцию. Но вовсе не из-за успехов в химии, а просто из-за качества упаковки. Полиграфия достигла такого уровня, что заказать и подделать любую коробку и этикетку – больше не проблема. Специалисты признаются, что далеко не всегда могут отличить такую подделку от оригинала. Поэтому нарваться на контрафакт сегодня можно даже в крупном магазине. Только там он будет дороже, чем в переходе или у метро.
С химическим составом – тоже все неоднозначно. По неофициальным оценкам, контрафакт лишь в 10% случаев безопасен, остальное – это яд. Александра Скоробогатова полагает, что на деле все не так ужасно.
СКОРОБОГАТОВА: Они используют самые обычные "базы", просто не добавляют активные ингредиенты. А "базы" у всех от одних поставщиков. Но точной статистики все равно нет, потому что у нас не ведется наблюдения за тем, как влияет на покупателей поддельная продукция.
Впрочем, раз на раз не приходится. Применение подделки вполне может обернуться отравлением. Из полицейских хроник можно узнать, что подпольные парфюмеры готовят свои "зелья" в антисанитарных условиях и не особо церемонятся с химическим составом. Если можно одно масло или спирт заменить на другое – они это делают. К примеру, самый дешевый лак для ногтей получается из подкрашенного строительного, а самая дешевая тушь – из гуталина. Кроме того, часто экономят на спирте – берут неочищенный. И на отдушке – ее на духи нужно мало, но если взять просроченную, то выйдет еще дешевле. Так можно "нахимичить" до того, что парфюм станет смертельно опасным, добавляет Александр Куликов.
КУЛИКОВ: Понимаете, даже бесконечная человеческая жадность должна иметь пределы. Там же можно заменить метиловый спирт на бутиловый. Но он очень токсичен. Достаточно использовать 1 грамм, чтобы человека не стало. То есть даже в таком деле нужны мозги. И человек, который занимается таким бизнесом, должен стараться хотя бы не навредить.
Впрочем, по словам эксперта, на этом рынке обманывают все. Производители настоящей продукции занимаются примерно тем же самым, только в рамках закона. Например, омолаживающие кремы, несмотря на разнообразный состав, по своему эффекту почти не отличаются от контрафакта. В обоих случаях на 90% действует эффект плацебо: покупателю хочется верить, что он купил чудодейственное средство за хорошие деньги.