Авторские материалы Если не революция, то очень серьезные изменения: о новых правилах ОМС
Персоны
Получить полис будет проще, но за здоровьем придется следить тщательно. Новые правила обязательного медицинского страхования опубликовал Минздрав. Документ, по сути, предписывает усилить профилактику различных серьезных заболеваний – для чего гражданам настоятельно рекомендуется проходить ежегодные профилактические осмотры. Помощниками в этом деле выступят страховые компании. Детали реформы изучал корреспондент «Вестей ФМ» Сергей Артемов.
Это если не революция, то очень серьезные изменения. Минздрав отменил сразу 12 предыдущих тематических приказов и ввел новые правила обязательного медицинского страхования. Они прописывают все взаимоотношения граждан со страховыми компаниями, а тех, соответственно, – с медицинскими учреждениями.
Получить полис будет проще. Он предусмотрен единого федерального образца – либо на бумаге формата А5, либо на карте с чипом, куда будут внесены все данные пациента и сведения о посещении им врачей. Причем получить полис можно не только в страховой компании, говорит советник гендиректора СК «СОГАЗ-Мед» Людмила Романенко.
РОМАНЕНКО: Если человек желает сменить страховую компанию, то обращается непосредственно к ней. Если он выбирает страховую компанию, он заходит в МФЦ с соответствующими документами, которые прописаны в правилах, и может оформить полис, не заходя в страховую компанию.
Серьезно "выросли" полномочия страховых компаний. И это, наверное, важнейший аспект документа. Страховщики среди прочего будут обязаны вести «информационное сопровождение» каждого застрахованного лица. Людмила Романенко поясняет этот термин.
РОМАНЕНКО: Если мы имели право пройти диспансеризацию раз в 3 года, то сегодня взрослое население ежегодно может пройти диспансеризацию или медицинский профилактический осмотр. И страховая компания обязана ежегодно информировать граждан о необходимости прохождения профилактики. Также страховая компания по результатам прохождения профилактических мероприятий должна информировать застрахованных о необходимости по показаниям встать на диспансерный учет, обязана осуществлять контроль за прохождением этого диспансерного наблюдения, оповещая застрахованных о том, что необходимо явиться на диспансерный осмотр в определенный период времени.
И новая практика более частых профилактических осмотров поможет гораздо раньше выявлять и самые страшные онкологические заболевания. Противодействие которым в запущенных стадиях обходится в огромные суммы, отмечает Людмила Романенко.
РОМАНЕНКО: Это направление очень трудоемкое для страховых компаний, но очень важное для пациентов и для снижения смертности от онкологических заболеваний.
Страховые компании по новому положению контролируют, как сказано, объемы, сроки, качество и условия предоставления медицинской помощи. Если будет установлено нарушение одного из параметров, то страховщик вправе не оплачивать эти услуги или требовать возвращения от медицинского учреждения суммы, оплаченной авансом. На поликлинику или больницу может быть наложен дополнительный штраф. И контроль будет вестись страховщиками и по собственной инициативе, и по каждой жалобе клиента. Это понятно – за плохие услуги страховщик вряд ли заплатит врачам.
Вот только в 100-страничном документе так и не прописано, какие санкции могут применяться к тем, кто откажется от профилактики и диспансеризации? Например, по причине невозможности уйти с работы. А значит в будущем – уже по линии, вероятно, Минтруда – должны выйти сопровождающие инструкции на эту тему.
Переход обязательного медицинского страхования на новые правила продлится 2 года. В итоге должна смениться сама концепция оказания помощи. Заболевшему впредь не придется выстаивать очереди в регистратурах на запись к врачу, а всего лишь нужно будет позвонить в свою страховую компанию. И там составят и предложат клиенту весь маршрут лечения – от стадии сдачи анализов до помещения в стационар, если это необходимо.